Posted 24 января, 11:32
Published 24 января, 11:32
Modified 24 января, 11:34
Updated 24 января, 11:34
Иван Золотов
Как известно, по предварительной оценке Минфина, дефицит российского бюджета за прошлый год неожиданно и сразу почти на 300 млрд. рублей превысил прогнозы правительства, составив в итоге 3,2 трлн, или 1,9% ВВП. Причем, еще в декабре министр финансов РФ Антон Силуанов уверял, что дефицит не превысит 3 трлн рублей. На этом фоне столь резкое изменение прогнозных цифр было воспринято как плохой знак, считают эксперты сетевого издания Re: Russia.
Они напоминают, что основной причиной этого стал недобор нефтегазовых доходов — в декабре они оказались почти на 200 млрд рублей ниже ожиданий. Тут сказались и относительно низкие цены на Urals, и сокращение закупок российской нефти со стороны Индии, считает руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая.
Проблемы поставок в Индию, которая в прошлом году стала крупнейшим импортером морских партий российской нефти, возникли еще в ноябре, а в декабре, как сообщил «Коммерсанта», в этой стране не был разгружен вообще ни один танкер. По данным Bloomberg, лишь частично эти поставки были перенаправлены в Китай.
Кроме того, индийские власти объяснили, что прекращают закупки нефти и-за санкций: «Речь о ценовом потолке в $60 за баррель и ограничениях, под которые попали танкеры, используемые Россией». Более того, если цена российской нефти не будет соответствовать потолку, Индия пригрозила, что начнет закупать нефть у Ирака, ОАЭ и Саудовской Аравии.
Санкционное давление действительно усиливается, констатируют эксперты издания. Первые санкции против нарушителей ценового потолка были введены в октябре прошлого года. Но новые с тех пор вводятся регулярно. 18 января Минфин США ввел очередные ограничения — на этот раз против 17 танкеров, перевозивших российскую нефть под флагом Либерии, а также компании из ОАЭ, которой они принадлежат. А 20 декабря Минфин США опубликовал новые правила контроля за соблюдением потолка.
Но дело не только в санкциях. Требования Индии снизить цены на российскую нефть под угрозой ее замещения нефтью из других стран, указывают на изменения конъюнктуры нефтяного рынка — он больше не выглядит дефицитным.
Январский прогноз Международного энергетического агентства (МЭА) роста цен не обещает. Прирост мирового спроса в 2024 году замедлится с 2,3 млн баррелей в сутки в 2023-м до 1,2 млн. На спрос продолжают давить слабость глобальной экономики и в то же время повышение ее энергоэффективности. При этом агентство пересмотрело также прогноз в отношении предложения нефти. Еще месяц назад оно ожидало, что его рост в 2024-м составит 1,2 млн баррелей в сутки, теперь речь идет о 1,5 млн.
Этот прирост почти полностью обеспечат США, Бразилия, Гайана и Канада. Кроме того, МЭА ждет, что Саудовская Аравия и Россия постепенно откажутся от части добровольных ограничений на добычу. В этом случае рынок нефти станет профицитным. Если прогноз МЭА реализуется, то в условиях профицитного рынка и усиления санкционного давления скидки на российскую нефть неизбежно вырастут. А это создает серьезные угрозы амбициозным планам российского правительства, которое сверстало свой «бюджет победы» исходя из средней цены барреля Urals в $71 при цене Brent в $85 за баррель. В декабре и в январе баррель Brent стоил меньше $80.
Опубликованная ЦБ в конце прошлой недели оценка платежного баланса 2023 года также указывает на то, что Россия вступила в более трудный с точки зрения макроэкономических показателей период. Профицит счета текущих операций составит в 2023 году $50 млрд, а профицит торговли — $118 млрд; первое значение в пять раз меньше прошлогоднего, второе — в два с половиной раза.
Следует обратить внимание, что оба профицита находятся на низких уровнях, соответствующих тем, которые наблюдались в 2009, 2015–2017 и 2020 годах. Однако доходы от экспорта в 2023 году соответствуют средним за десять предвоенных лет и тем, которые сложились, скажем, в 2019-м ($427 млрд, $421 млрд и $419 млрд, соответственно), а вот импорт 2023 года оказался на 15% выше среднего за десять лет и на 20% выше уровня 2019 года.
Это означает, что, несмотря на разговоры об импортозамещении, российская экономика в условиях военного конфликта и санкций оказалась более импортозависимой, чем до начала СВО. Этому способствовали, видимо, рост цен на импорт в связи с ростом логистических затрат и транспортного плеча, необходимость замещения импортного оборудования в связи с санкциями и, наконец, массированные закупки компонентов для производства вооружений.
В случае дальнейшего снижения цен на нефть российская экономика и российское правительство окажутся между двух огней. Снижение экспортных доходов ведет к снижению доходов бюджета, однако их ребалансировка за счет девальвации снизит доступность импорта и повысит расходы бюджета на закупки критического импорта и военных компонентов. Альтернативный сценарий поддержания бюджета — продажа средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). По оценке главного экономиста по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софьи Донец, снижение цены нефти на $5 за баррель уменьшает годовые доходы российского государства примерно на 1 трлн рублей.
С начала СВО России в Украине ликвидная часть ФНБ сократилась почти вдвое, до 5 трлн рублей. При этом если раньше ее составляли в основном свободно конвертируемые валюты, то сейчас — менее ликвидные юани (60%) и золото (40%). Снижение цен на российскую нефть может вынудить правительство расходовать средства ФНБ быстрее. Их хватит всего на год или два, если цена барреля российской нефти опустится ниже $50, подсчитал главный экономист Bloomberg по России Александр Исаков.
Подвергшись широким западным санкциям, российская экономика смогла использовать свое положение на мировом энергетическом рынке в качестве демпфера. Санкции и угроза прекращения поставок взвинтили мировые цены на энергоносители, в результате Россия получила беспрецедентный в своей истории экспортный доход, смягчивший эффекты оттока капитала и крушение импортных цепочек, а также резкий рост бюджетных расходов, напоминают эксперты Re: Russia.
Однако к концу 2023 года мировые энергетические рынки пришли в норму. Выпадающие российские объемы постепенно замещают новые поставщики, демпфер доходов истончается. Если энергетический рынок не подвергнется новым потрясениям, весьма вероятно, что именно теперь Россия столкнется с теми эффектами санкций, которые были компенсированы кризисной конъюнктурой энергетического рынка в 2022–2023 годах.