Иван Зубов
За февраль месяц запасные части к автомобилям подорожали. Цифры приводит на своем сайте Национальное агентство промышленной информации.
При этом отдельные позиции подорожали за месяц более чем в полтора раза. К примеру, средняя стоимость заднего фонаря выросла по сравнению с январём на 53% — до 15,5 тыс. рублей, переднее крыло подорожало на 63% (до 15,7 тыс. рублей), а цена подушки безопасности увеличилась с 16,1 до 22,1 тыс. рублей. Самая дорогая позиция в списке — заднее крыло, которое в среднем стоит 33,9 тыс. рублей (+8,5%), отмечает «Авто.ру».
Понятно, что эта тенденция не улучшит настроения российским автовладельцам, поскольку возрастет и стоимость ремонта, а если учесть, что старые машины эксплуатируются в стране все интенсивнее, это будут весьма существенные траты. Не исключено, впрочем, что это только начало, и что стоимость запчастей будет расти и дальше, вслед за стоимостью самих автомобилей.
«Новые Известия» уже предупредили о резком — почти на треть! — подорожании с 1 апреля автомобилей, и прежде всего китайских, которые попадают в нашу страну через страны ЕАЭС по параллельному импорту. Оно вызвано введением в странах Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан) единой системы управления рисками, которое сделает невозможным ввоз в Россию автомобилей по более низким таможенным ставкам стран ЕАЭС.
К примеру, за внедорожники, которые продаются сегодня за 3 миллиона рублей, нужно будет отдать 4 миллиона, а если было 7 миллионов — станет и все 10 миллионов рублей.
Это уже вызвало резкий рост спроса на иномарки в автосалонах, отмечают эксперты. Так специалист федеральной сети автоподбора DSS Group Илья Гонзуревский подсчитал, что в феврале 2024 года спрос увеличился примерно на 30%, причем машин уже не хватает.
Примерно такие же данные приводит и Минпромторг: россияне купили в феврале легковых и легких коммерческих автомобилей на 30% больше, чем в январе. А по сравнению с тем же периодом 2023 года спрос и вовсе взлетел на 82%. Причем покупают буквально все, независимо от страны-производителя: и отечественные, и европейские, и корейские, и китайские машины.
Так, «Автостат» ожидал, что в феврале 2024 года будут проданы 85 000 легковых автомобилей, а Минпромторг сообщил о 103 000! Та же тенденция продолжается и в начале марта: последняя неделя февраля была аномальной высокой по продажам, отмечает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Если рынок продолжает расти теми же темпами, то годовой прогноз агентства в 1,2-1,4 млн штук будет легко превышен.
В то же время, эксперты предполагают, что автодилеры начнут повышать цены, не дожидаясь 1 апреля, чтобы сделать этот неприятный процесс более или менее плавным.
Однако, и это еще не все. Как отмечает в своем сообщении ТАСС со ссылкой на результаты опроса, который провел Институт социально-политических исследований Федерального исследовательского социологического центра РАН, ключевыми проблемами рынка автоперевозок, кроме подорожания запчастей, являются также и рост стоимости грузовиков и топлива, а также дефицит водителей. Его фиксируют 68,4% отечественных компаний, причем в четверти компаний не хватает более 30% водителей!