Posted 14 февраля, 09:10
Published 14 февраля, 09:10
Modified 14 февраля, 15:26
Updated 14 февраля, 15:26
Ирина Мишина
Стоило решиться проблеме дефицита автомобилей, как российские власти начали закрывать лазейки в их поставках. С апреля дешевому ввозу автомобилей через Беларусь и Кыргызстан придет конец, и машины заметно подорожают. Это произойдет после того, как с 1 апреля начнет действовать единая для Евразийского экономического союза система управления рисками. Ее по предложению России уже одобрил Евразийский межправительственный совет.
Прошлое постановление правительства РФ от 2022 г., вводившее возможность параллельного импорта как ответ на санкционные ограничения, действовало до 1 февраля 2024 г., в новой редакции автолюбителей ждут некоторые изменения.
Судя по документу, который есть в распоряжении редакции, новая система будет создана правительствами стран-участниц ЕАЭС совместно с Евразийской экономической комиссией. Одной из ее задач будет контроль правильности заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых в ЕАЭС из третьих стран. Система предусматривает возможность дополнительного таможенного контроля и последующего доначисления таможенных пошлин и других платежей. В справке к проекту поручения о создании этой системы говорится об «установленных случаях ввоза в Россию через страны ЕАЭС товаров третьих стран с существенным занижением таможенной стоимости». Документ уже подписал премьер Михаил Мишустин.
Что это будет значить в цифрах? Приведем пример.
Директор пермского дилерского центра «Автогалерея» Владимир Иванов заявил, что при растаможке популярного кроссовера Geely Monjaro, которая в Киргизии стоила почти в четыре раза меньше, чем в России (3000 долларов против 12500 долларов), с апреля придется доплачивать разницу в 9000 долларов.
«Сейчас Geely Monjaro по параллельному импорту в Перми продают за 3,65 млн рублей. Если к этой сумме добавить 9 тысяч евро, получится 4,5 млн рублей. По прямому импорту в дилерских центрах с гарантией и дополнительными опциями автомобиль можно купить за 4,9 млн рублей. Покупателю будет проще взять его у официального дилера. А по параллельному импорту станет ввозить невыгодно», — пояснил автодилер.
То же самое будет касаться параллельного импорта из республики Беларусь и Казахстана. Там свои тарифы и правила ввоза, но сэкономить на покупке иномарки теперь, после введения новых правил, не получится.
В соцсетях эта мера уже вызвала бурю эмоций. Из комментариев в соцсетях.
Пользователь под ником R.V пишет: «Да тут всё просто. Государство решило прикрыть лавочку из Белоруссии и Казахстана. Нашим дилерам и автосалонам тоже кушать хочется. Да и содержать штат дармоедов в виде сотрудников ведь тоже надо».
«Тогда китайцев не будут покупать, и так продажи упали», — замечает Александр.
«А какого лешего все на „москвичи“ не пересели? Сколько денег на рекламу потрачено, надо возместить пошлиной. Ещё надо „Волгу“ возродить чудом, Оку и что там ещё было», — отмечает Дмитрий.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, считает, что к этим изменениям все давно шло и подобные риски просматривались сразу после введения схемы параллельного импорта.
«Навариваются сейчас те страны, где растаможивают авто при покупке, а России не достается ничего. Дальше — страны ЕАЭС соглашаются с предложением России и начинают делиться информацией о таможенной статистике с Россией. А наши, получая информацию, начинают доначислять не доплаченное при растаможке в другой стране. В Национальном автомобильном союзе давно призывали не покупать машины по этой схеме, потому что как только российские таможенные службы получат всю информацию, последует доначисление стоимости, которое может быть очень значительным», — рассказал «НИ» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Новые правила ударят по автомобилистам достаточно чувствительно.
По итогам 2023 г. через страны ЕАЭС в Россию ввезли пятую часть всего объема новых легковых автомобилей, сообщает Автостат. Из 707 тыс. импортированных машин 8% пришлось на Кыргызстан, 6% — на Казахстан, 2% — на Белоруссию и 1% — на Армению. 80% ввезли напрямую из Китая — через дилеров или параллельным импортом. Все это, понятно, сокращало поступления в федеральный бюджет, речь шла о недополучении миллионов рублей.
Сегодня тысячи авто китайских брендов российские юрлица активно ввозят в страну через Кыргызстан. Там их растаможивают по льготной ставке и везут в РФ. Если с 1 апреля 2024 г. разницу в таможенных платежах Кыргызстана России начнут доначислять, то возможность ввозить и, соответственно, затем продавать в России авто по меньшей цене закроется.
«Новая схема касается системы растаможки. Скажем, владелец купил автомобиль на цене 50 тысяч долларов, а заявил, что по цене 10 тысяч и платит меньший таможенный сбор. Или растаможка оформляется „левым“ образом на инвалида. Теперь все данные о стоимости ввозимых авто будут у российских таможенных служб, и надо будет платить по ставкам, действующим в России. Если машина была растаможена по заниженной цене, придет весьма чувствительное доначисление от российских таможенных служб, а машина может быть отправлена на склад временного хранения. В общем, сэкономить теперь будет невозможно», — пояснил «НИ» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Новые правила ударили не только по перекупщикам, но и по обычным гражданам, которые столкнулись с отказом таможни оформлять льготный утильсбор. В результате тем, кто рассчитывал заплатить несколько тысяч, могут предъявить более 1 млн руб. к уплате, а порой — суммы, сопоставимые с ценой самого авто.
Все эти изменения стали продолжением политики по ужесточению условий ввоза автомобилей в Россию. Осенью прошлого года власти, как известно, отрегулировали импорт машин частными лицами. С начала 2023 г. положения об утильсборе регулировали дважды. С 1 августа повысили коэффициенты к базовым ставкам: от 81,2 тыс. руб. (авто младше 3 лет с двигателем меньше 1 л) до 1,62 млн (авто старше трех лет с двигателем больше 3,5 л).
«Рост стоимости автомобилей в результате введения новых правил все же произойдет. Многие ввозили и растамаживали машины через Киргизию и Беларусь. Все это может быть достаточно чувствительно, потому что в России произошла массовая автомобилизация, — пояснил „НИ“ зам. декана мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. — Но существовавшие ранее правила граничили с контрабандой и подрывали деятельность российских автозаводов. Сейчас государство ненавязчиво дает понять, что лучше покупать машины собственного производства, произведенные в России».