Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Годовщину спецоперации на Украине южнокорейские власти решили отменить по-своему. С 24 февраля начнет действовать запрет на поставку подержанных автомобилей из Южной Кореи с объемом двигателя 2 литра и выше и ценой до 50 тысяч долларов. Основной поток «корейцев» идет в Россию через Владивосток.
«Новые Известия» обсудили с дальневосточными дилерами и экспертами, чем грозят новые рестрикции, и остались ли еще в стране фанаты южнокорейского автопрома.
Когда корейцы производили свои Hyudai Solaris, KIA Rio, KIA Optima или Sportage, большой нужды в импорте для российских потребителей не было. После отказа южнокорейских автоконцернов собирать продукцию в нашей стране ввоз из Южной Кореи вырос больше, чем в 12 раз за 2022 год.
По данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), в 2022 году из страны были проданы 19,6 тысяч подержанных автомобилей. В 2021 году средняя стоимость ввезенных машин составила 19 тысяч долларов. Год спустя тренд стал еще более четким — с полуострова везли дорогие автомобили.
Средняя стоимость корейской машины стала на 10 тысяч долларов дороже и составила 29,2 тысяч долларов. Это в 4 раза больше, чем средняя стоимость всех иномарок, ввезенных в Россию.
За 2023 год данных пока нет, однако автоэксперт Игорь Моржаретто предполагает, что объемы экспорта небольшие:
— Сначала корейское правительство ограничило экспорт из страны в Россию новых автомобилей, а теперь и подержанных. Речь идёт об относительно небольшом количестве, потому что автомобили эти достаточно сложно ехали сюда и становились достаточно дорогими. Я даже не могу сказать. Это даже не десятки тысяч. Это тысячи.
Почему именно из Кореи шел дорогой импорт? Во всем виноваты таможенные платежи и утильсбор. Поставлять автомобили с двигателем меньше 2 литров в Россию нерационально, считает эксперт:
— Если говорить о ввозе новых автомобилей с двигателями до двух литров — это плюс миллион по доставке. Логистика, утиль сбор, НДС, таможенный сбор — там много ещё чего. Поэтому такие автомобили просто нерентабельно ввозить в Россию. Да, там можно дешево купить, но он становится чудовищно дорогим, пока доедет.
«НИ» поговорили с дилерами, которые возят корейские автомобили под заказ. Одна из самых популярных моделей у заказчиков в России — Huyndai Santa Fe с двигателем 2,2 литра. На условиях анонимности дилер во Владивостоке посчитал затраты на покупку с доставкой до Москвы:
— Для Huyndai Santa Fe расходная логистическая часть составит 4 миллиона вонн до Владивостока, фрахт, доставка по морю. В рублях это 273 тысячи рублей. Конечная точка, куда приходит автомобиль — Владивосток. Здесь автомобиль проходит таможенную очистку и подготовку всех документов для его дальнейшей эксплуатации. Если наши клиенты находятся не во Владивостоке, то отправляем автовозами и ж/д контейнерами. До Москвы доставка стоит еще 186 тысяч. Утилизационный сбор на физлицо составляет 5200 рублей для б/у машин от 3 до 5 лет . Таможенное оформление зависит от курса валют, но на объем 2,2 л ориентировочно нужно заплатить 630-640 тысяч рублей.
К цене самой машины покупатели платят за оформление 1 миллион 105 тысяч рублей. В зависимости от комплектации, сама машина в Корее стоит от 2,5 до 3,5 миллионов рублей. Перегонщики возят для физических лиц трех-пятилетние машины, потому что для них действует фиксированный таможенный сбор. Для клиента цена составит от 3,6 миллионов до 4,6 миллионов рублей.
Если с ценами на автомобили все более или менее ясно, что с логистикой есть разночтения. Самая дешевая доставка от Владивостока до Москвы — на открытом автовозе. Она обойдется покупателю в 150 тысяч рублей. Ж/д транспорт дороже от 180 до 200 тысяч. Наиболее сохранный путь — в закрытом вагоне, но за это нужно заплатить 220-240 тысяч рублей.
Ситуация на рынке подержанных трехлеток-иномарок складывается напряженная, полагает Дмитрий Рогов, автоблогер, основатель проекта «РоговМобиль». Если покупатель не хочет брать китайскую машину, выбор у него невелик — взять свежую трехлетку практически неоткуда. На наше возражение, что на официальном российском сайте КИА есть еще автомобили без пробега, Дмитрий говорит:
— Дособирали, какие-то запчасти лежали на складах. Остатки всё ещё выходят. Но там ценники такие, что, мягко говоря, мало привлекательны на фоне тех же подержанных из Кореи.
В Владивостоке есть много дилеров, которые не верят, что запрет действительно вступит в силу. Их корейские контрагенты каждую неделю бомбардируют правительство петициями отменить решение. Даже если речь идет о 20 тысячах старых автомобилей, все их придется утилизировать. Это стоит денег, да и, с точки зрения экологии, это не самая чистая операция.
Дмитрий Рогов не относится к числу оптимистов. Он говорит, что решение вступит в действие, и тому есть подтверждение — японский опыт.
— Ввести они введут, а обходные пути через замену точки назначения будут. Не забывайте, машины, дороже 50 тыс. долларов нельзя привозить уже больше года. А они едут. С Японией нашли обходные пути, и здесь найдут.
Дилеры говорят, что запрет скажется на цене машины.
— Опираясь на японскую практику, думаю, подорожает от 500 до 1,5 тыс долларов, а так как может упасть спрос, корейцы очень быстро сориентируются. Они могут как повышать, так и снижать цены. В Корее зачастую автомобили 2-х летние стоят дешевле, чем трёхлетние. Они чётко отслеживают тренды. У них много забирают машин в Россию, поэтому могут и скинуть цену.
Для тех, кто не хочет играть в рулетку с властями, есть еще одна возможность купить машину, но не корейскую, а, например, немецкую. Россияне с удовольствием покупают «немцев» из Южной Кореи, и что интересно — цена на Фольксвагены и другие изделия немецкого автопрома с поставкой из Сеула значительно дешевле не только по сравнению с Россией, но и с самой Германией.
Для всех остальных есть огромное предложение из соседней с Южной Кореей страны — из Китая.