Posted 14 февраля, 07:40

Published 14 февраля, 07:40

Modified 14 февраля, 07:42

Updated 14 февраля, 07:42

Ученые выяснили, что люди чаще довольны своей работой, чем считается в обществе

Коллегам хуже: ученые развеяли стереотип о недовольстве людей своей работой

14 февраля 2024, 07:40
Фото: 1MI
Ученые выяснили, что люди чаще довольны своей работой, чем считается в обществе
Существует стереотип, что большинство людей не получают удовольствия от своей работы. В этом вопросе решили разобраться канадские ученые. Чтобы докопаться до истины, они предложили участникам исследования ответить за себя и коллег. Результат оказался неожиданным.
Сюжет
Деньги

Александр Куманев

Поводом для исследования послужила антирабочая риторика, ставшая настоящим трендом, который берет начало в период пандемии COVID-19. Неудовлетворенность сотрудников условиями труда активно освещалась прессой. И стала причиной череды скандалов.

В ноябре Wall Street Journal выпустил материал под названием «Почему сейчас все так несчастны на работе?» Несмотря на увеличение зарплат, увеличение оплачиваемых отпусков и других улучшений условий труда, американцы, как утверждает издание, чувствовали себя более несчастными на работе, чем когда-либо до этого.

Это привело к формированию стереотипа о «несчастном работнике», который решили проверить ученые из Университета Торонто и Макмастерского университета (Канада).

Другим хуже

Исследователи опросили 5 тыс. трудоустроенных респондентов, но помимо опроса о личном восприятии, они поинтересовались мнением о положении коллег. В ходе изучения вопроса выяснилось, что разница в ответах достаточно существенная. Сотрудники чаще заявляли о положительной ситуации, оценивая проблемы коллег значительно хуже.

Результаты исследования.

  1. Об удовлетворенности своей работой заявили 79% участников опроса, но всего 49% респондентов считают, что их коллеги разделяют мнение.
  2. 32% участников исследования сочли свою работу напряженной, в то время как работу других сотрудников считают стрессовой 69% опрошенных.
  3. Своей зарплатой недовольны 62% работников. При этом 89% участников считают, что их коллегам недоплачивают.
  4. Отношения с руководством 57% сотрудников оценивают как положительные или очень положительные. По их мнению, только 22% коллег придерживаются того же мнения.
  5. 52% респондентов заявили, что выкладываются на работе больше, чем того требуется. Другие же работники, судя по результатам исследования, не прилагают столько же усилий. 13% опрошенных считают, что коллеги перерабатывают.

«При рассмотрении нарратива о „несчастном работнике“, получившем известность на протяжении всей пандемии, наше исследование показывает, как такие нарративы могут влиять на рынок труда, отдельных лиц и их настроения. Изучая этот вопрос, мы признаем, что проблема находит отклик у многих работников», — отметили исследователи.

По их мнению, существующий тренд может помешать в решении реальных проблем, с которыми действительно сталкиваются люди. К тому же в решении подобных вопросов может быть утрачено чувство срочности. Таким образом тренд может привести к реальному ухудшению условий труда и снизить удовлетворение своей работой.

Американский журналист Дерек Томпсон объяснил результаты исследования мышлением «Все ужасно, но у меня все в порядке», а экономист Пол Кругман объяснил явление «зияющей пропастью» между общественным восприятием и личными финансовыми условиями.

Как отмечает издание The Conversation, подобные сбои могут отражать когнитивную предвзятость, при которой люди чаще обращают внимание на негативную информацию о других, снижая значимость позитивных изменений. Это демонстрирует склонность к индивидуальному оптимизму при социальном пессимизме. Отмечается, что распространение тренда снизило привязанность сотрудников к работе и работодателю даже в ситуациях, когда термин о «несчастном работнике» на них не распространяется.

Ситуация в России

Исследователи из Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимир Карачаровский и Мария Гурулева изучили ситуацию на рынке труда России. Им удалось выяснить, что более половины граждан (51,3%) не готовы прилагать больше усилий в работе даже при увеличении зарплаты. Ученые установили, что на российском рынке труда возникла так называемая ловушка мотивации.

По оценке экспертов, причина кроется в альтернативных жизненных приоритетах и критическом уровне нагрузки на работе. К тому же многие работники (63,8%) считают свою зарплату несправедливо низкой, что подразумевает ожидания повышения зарплаты при нынешних условиях и обязанностях. Таким образом прибавку чаще воспринимают как «долг», а не способ мотивации.

Результаты исследования были опубликованы в журнале «Социологические исследования», а его подробности представило издание IQ.HSE.

«Авторы отмечают, что подобная картина будущего не способствует тому, чтобы население стремилось к личным инвестициям в производительность. Как следствие — работа может проигрывать альтернативным ценностям, например, досугу или личной жизни», — отмечает IQ.HSE.

Исследователи обратили внимание, что россияне работают больше, чем их коллеги в развитых странах (США, Великобритании, Германии, Франции). И это несмотря на количество выходных, праздников, ежегодных оплачиваемых отпусков от 28 дней.

«Если перевести эти оценки в стандартный 8-часовой рабочий день, то получится, что россияне работают на 1-3 месяца в году больше, чем в указанных странах», — отметили авторы исследования. В связи с этим часть граждан вынуждена работать на пределе физических и/или моральных возможностей, а повысить производительность их труда и подобрать мотивацию крайне сложно.

Исследователи отметили, что при большей средней продолжительности работы в России выпускается в 1,6-2,4 раза меньше продукции (продукции, выпущенной за единицу времени в расчете на одного работника). Доля зарплаты в ВВП РФ же соответствует показателям ведущих стран — более 50%.

По мнению исследователей, справиться с ловушкой мотивации сложно, но все же возможно. В частности, повышение зарплат работникам, готовым прилагать больше усилий, может вызвать волну недовольства и усилению чувства несправедливости у сотрудников, которые, на данный момент, удовлетворены зарплатами.

Лучшим вариантом ученые считают политику постепенного и непрерывного увеличения вознаграждения за труд, формирование позитивного восприятия будущего у работников, которые должны четко представлять дальнейшее улучшение благополучия и надындивидуальный результат своей работы.

"