Posted 23 января, 07:06
Published 23 января, 07:06
Modified 23 января, 14:17
Updated 23 января, 14:17
Ирина Мишина
По итогам 2022 года количество иностранных граждан, приехавших в Россию на работу, достигло 3,47 млн. При этом с суммарно более 90% трудовых мигрантов приехали из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. За год количество фактов постановки на миграционный учет иностранцев составило 11,8 млн. Но работу в России смогут теперь найти далеко не все из них.
В Думе давно принимались антимигрантские меры по ограничению въезда в Россию иностранных рабочих. Стоит вспомнить хотя бы стоимость патента (разрешения на работу), которое предложили увеличить в 4 раза до 4800 рублей.
Также в связи с негативной статистикой ПДД по водителям-иностранцам иностранным гражданами теперь разрешается работать в такси и на общественном транспорте только при наличии у них российского водительского удостоверения.
Нельзя не упомянуть и законопроект, по которому право на материнский капитал может появиться у иностранных граждан только через 5 лет с даты приобретения гражданства РФ.
Ну и самое главное — это необходимость постановки на военный учет после получения российского гражданства.
Все это, равно как и ослабление курса рубля, делает работу многих мигрантов в России попросту невыгодной для них.
Кроме этого, некоторые регионы вводит запреты на отдельные виды деятельности для мигрантов. Как правило, это общественный транспорт, общепит, розничная торговля алкоголем, табаком и продуктами. Произошло это не сегодня. Некоторые регионы впервые ограничили возможность работы мигрантов в определенных сферах в 2014 году и продлевают запреты каждый год.
Ограничения ввели в Калининградской, Калужской, Новосибирской, Тульской, Тюменской и Челябинской областях, а также в Югре и Якутии. Недавно перечень таких регионов пополнила Магаданская область. Губернатор области подписал указ о запрете на работу мигрантов на транспорте с 2024 года. Запрет затронул пассажирские перевозки на автобусах и такси.
Где именно запрещают работать мигрантам?
— В Краснодарском крае с 21 января губернатор ввел запрет на работу иностранных граждан по патентам в 85 видах экономической деятельности, в том числе сельском хозяйстве, торговле, производстве машин и оборудования. В целом запрет в привлечении таких трудовых мигрантов введен практически по всем видам экономической деятельности. Подписанное постановление губернатора не затрагивает только сферу строительства, в которой допустимая доля трудовых мигрантов по патентам не может превышать 50%.
— Губернатор Калининградской области подписал указ, согласно которому ограничения работу мигрантов коснулись иностранных граждан на хлебобулочном производстве, кондитерских фабриках, в сфере производства продуктов питания. Мигрантов не допустят в регионе к перевозкам пассажиров, работе в отелях, в области образования и трудоустройство. А еще запрет коснулся обработки данных и предоставления информационных услуг.
— В Курганской области ввели запрет на трудоустройство иностранцев по патентам в 2024 году в сферах производства детского питания, диетических продуктов, пассажирским перевозкам
— В Тульской области ввели ограничение для иностранцев на торговлю алкоголем и табачными изделиями в розницу, общепит, пассажирские перевозки.
— Тульская, Калужская, Тюменская области, ХМАО — здесь гастарбайтерам тоже нельзя заниматься городскими и пригородными перевозками. В Тюмени, к слову, мигранты не имеют права заниматься и транспортировкой грузов.
— Губернатор ХМАО продлила запрет на работу мигрантов в производстве детского и диетического питания, образовании, торговле табаком и алкоголем в рознице. Под запрет попали перевозки пассажиров. Впервые рестрикции в ХМАО ввели в 2021 году.
Запреты затрагивают мигрантов, работающих на патенте. И лишь в некоторых сферах под ограничения подпадают иностранные граждане, прибывшие в страну в рамках безвизового режима из таких стран как Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан и Украина.
Меры эти вызывают разные толкования. Некоторые считают даже, что это чистая формальность: ведь получив российское гражданство, мигрант легко устроится на любую работу.
Самое частое табу для мигрантов сегодня — это перевозка пассажиров. Так, в Челябинской области начиная с 2016 года подписывают постановление, запрещающее иностранцам, даже с платными разрешениями на работу, садиться за руль общественного транспорта, маршруток и такси. Правда, желающих и так немного, а те, кто хотел, получили российское гражданство.
Что касается запретов на работу в общепите, образовании, торговле — мнения разные.
В соцсетях, например, в основном это одобряют. Из комментариев пользователей:
Надежда Пятнова, к примеру, пишет: «Рынки и шаурмы экономику не поднимают, а со стройки они через месяц сбегают. Нужен закон: разорвал договор — высылать обратно, а не позволять становиться нелегалом и заниматься неизвестно чем и где».
ДаНа: «Ночью была метель. Город не чистят, кое-где прочищено трактором, ни одного с лопатами. Где все работящие и непьющие, урюком торгуют?»
Николай Сачков: «Все мигранты сидят в шавермах, пекут лепешки сидят на рынках, заполонили такси, на которых теперь опасно ездить, также общественный транспорт, занимаются наркотой грабежами, а на стройках их нет».
Эксперты высказывают самые разные мнения по поводу этих мер. Так, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников считает ограничение мигрантов в сферах деятельности ошибкой:
«Это выстрел себе в ногу ради популистских мер. В стране дефицит рабочей силы, а мы усугубляем это еще больше. Как следствие надо ждать нарастание дефицита рабочих рук. Меры иррациональные, и скоро они отразятся на экономике страны самым негативным образом».
Что касается популизма — доля истины во всем этом безусловно есть. Часто «антимигрантские» меры главы регионов вводят для общественного резонанса. К примеру, в Калуге губернатор пришел в миграционный центр, где накануне грянул скандал из-за того, что якобы там люди не знают русский язык. Но Калуга — промышленный регион, где большое количество автомобильных заводов, на которых работали мигранты. Кто будет выпускать машины? А шум тем временем уже поднялся. В результате губернатор запретил мигрантам работать в такси и в кафешках. И это ровным счетом ни на что не повлияло.
Но некоторые экономисты считают ограничение мигрантов в трудовой деятельности мерой полезной и в чем-то даже позитивной.
«Начнем с запрета на работу мигрантов в такси и на общественном транспорте. Все логично: чтобы избегать ДТП, по нашим дорогам надо ездить с российскими правами и знать наши ПДД. Что касается других сфер, тоже все понятно. Регионы дают заявки на кадры в разных областях, формируются квоты, в результате приезжают работники в те отрасли, которые в этом действительно нуждаются. Рынок труда должен работать только так. И надо наконец думать о том, чтобы обеспечить занятость своих граждан, это надо решать в первую очередь. К тому же массовое использование дешевой рабочей силы никогда не приведет к развитию высокотехнологичного производства. Если людей на производстве будет меньше — больше будет высоких технологий, и промышленность будет двигаться вперед. Что касается запрета мигрантам торговать алкоголем, то я вижу в этом только плюс: меньше будет точек с сомнительными напитками», — считает профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Ну и разумеется, не стоит забывать, что преимущество при трудоустройстве на достойную оплату должно быть прежде всего у граждан с паспортом РФ.