Posted 13 февраля, 12:22

Published 13 февраля, 12:22

Modified 13 февраля, 14:38

Updated 13 февраля, 14:38

Церковно-приходская школа на картире Маковского

Вперед, в прошлое: школ в России стало меньше, чем церквей

13 февраля 2024, 12:22
Фото: kartinysistoriey.ru
Церковно-приходская школа на картире Маковского
Росстат опубликовал шокирующие данные: в России за 2023 год уволилось максимальное количество учителей — 193 тысячи. Одновременно идет ликвидация школ в сельской местности. На сегодня школ в РФ уже меньше, чем церквей. Как остановить развал системы образования?

Ирина Мишина

В селе Новокалманка Усть-Калманского района Алтайского края — ЧП. Местные жители воюют за то, чтобы отстоять сельскую школу. Противостояние с районными и краевыми чиновниками зашло так далеко, что люди готовы перекрыть трассу и рыть окопы вокруг единственной школы на селе.

ЧП районного масштаба. Причина — школа

Школа в Новокалманке — центр. Из-за того, что в ней учатся дети, местные не уезжают и остаются на селе. Но школа попала под кампанию по «оптимизации» малокомплектных сельских школ.

«Селяне вообще не понимают, что творится, — написала в „НИ“ жительница Бийска Ольга Голубева. — В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В послереволюционной разрухе в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в ум не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны. Мать рассказывала: в войну тетрадей не было, и в школе ученики писали на чистых полях газетных страниц. Почему же в XXI веке наша могучая Россия враз обнищала? Позакрывали школы, умертвили этим села — и довольны! Да хоть бы подумали: у кого школу отнимаем? У самого безобидного, безропотного и обделенного судьбой деревенского паренька».

В этой истории как в капле воды отразились все проблемы российского образования. Подушевое финансирование, оптимизация, обнищание российских учителей. На сегодня в 75 регионах России оклады учителей ниже МРОТ.

«Приходится придумывать, как преподавать новый предмет под названием „ОДНКНР“ и новый вариант ОБЖ, программ для которых нет. В историю, литературу и другие предметы в срочном порядке были внесены изменения. Никто не отменял ВПР. Растет число школ, которые должны участвовать в PISA. Число воспитательных мероприятий занимает нередко до трети учебного времени, как можно успеть при этом освоить образовательную программу? И это при том, что у учителя 2 ставки и даже больше, чтобы хоть как-то свести концы с концами», — рассказывает учитель истории из села Таремское Нижегородской области Александр Казаков.

Профсоюз «Учитель» провел мониторинг окладов учителей, установленных правительствами регионов. Сравнение проводилось с уровнем МРОТ в 19 242 ₽, который вступил в силу 1 января 2024 года. И вот результат: менее половины МРОТ зарабатывают около 40% учителей, подавляющее число которых — сельские.

В России в 2023 году уволилось максимальное за 7 лет количество учителей — 193 тысячи — это данные Министерства просвещения РФ. Стоит учитывать то, что официальная российская статистика однозначно преуменьшает раз в 10 реальные данные. Но ничего в этом удивительного нет: за такие копейки учителя в РФ не могут позволить себе закрыть вопрос даже собственного пропитания.

Под ударом — небольшие школы

Причина сокращения школ прежде всего в подушевой системе финансирования образования. Она повсеместно действует в России с 2006 года. Если в школе остается 30 детей, ее позволено «оптимизировать» — то есть сделать филиалом более крупного учреждения образования. Это ведет к сокращению, то есть один школьный учитель-универсал разом обучает всех и всему с 1 по 11 класс. Также в случае «недобора» школу разрешается и вовсе закрыть. Так чаще всего и происходит.

В среднем сегодня в сельских школах обучается в четыре с лишим раза меньше детей, чем в школах городских: 166 учеников против 500-700. Различие в материально-технической базе у сельских и городских школ колоссальное.

Большинство зданий — деревянные, неблагоустроенные. Более 15% сельских школ не оборудованы теплыми туалетами.Такие школы есть и в горных районах Кавказа, и на Дальнем Востоке, и в центрально-европейских регионах.

«Сокращение сельских школ недопустимо, они архиважны, — считает заслуженный учитель РФ, директор школы №109 Москвы Евгений Ямбург. — Это своего рода культурные центры на селе. Иногда — градообразующий фактор. Если школа закрывается — люди уезжают. Школа в населенном пункте — это демографический и политический фактор. Известны случаи, когда детей отдавали в интернаты, только чтобы они были поближе к хорошей школе. Ради образования детей родители готовы на многое».

— «В начале 90-х происходило укрупнение школ, в итоге родители вместе с детьми мигрировали туда, где была школа. В 90-х годах я был на одном семинаре в Финляндии, и когда там узнали про нашу программу оптимизации и укрупнения школ, воскликнули: „Что вы творите?“. Дело в том, что в Финляндии были аналогичные процессы, и когда дети уезжали, а население алкоголизировалось: пропал сдерживающий фактор. Сельские школы может возродить программа „земский учитель“, когда выезжающему на село педагогу выплачивают миллион. Также надо с умом подходить к подушевому финансированию, чтобы оно не уничтожало наше образование», — резюмировал Евгений Ямбург.

Как сообщил «НИ» сопредседатель межрегионального профсоюза педагогических работников, преподаватель права Всеволод Луховицкий, президент дал поручение СПЧ разработать меры по улучшению финансирования школ и оплате учителей. Однако, на реализацию этого уйдет время, а пока есть опасение, что сельские школы будут продолжать закрываться…

Вымирание деревень начинается с закрытия школы

Сокращение числа сельских учителей приводит к тому, что качество образования на селе снижается. Результаты итоговой государственной аттестации выпускников 9-х и 11-х классов показывают, что учащиеся сельских школ показывают более низкие результаты, чем их сверстники из городских школ. Последствия этого бывают печальными. Так, в Перми закрыли одну из школ из-за низкого балла ЕГЭ, хотя на тот момент там обучалось 109 детей. Родители узнали о закрытии за 10 дней до 1 сентября…

Отстают сельские школы и по уровню цифровизации. В 2020 году, когда образовательные учреждения закрывались на самоизоляцию из-за коронавируса, сельские школы фактически встали, в то время как их сверстники из городов продолжали образовательный процесс в дистанционном формате.

«Убывание и вымирание деревень началось еще в 90-е годы одновременно с сокращением и укрупнением сельских школ, — рассказывает председатель Наблюдательного совета Института демографии Юрий Крупнов. — Сеть сельских поселений сокращалась, школы соответственно закрывались. Сейчас мы пожинаем плоды этого. Я знаю, что в некоторых деревнях зазывают мигрантов, чтобы за счет их детей пополнялись школы. Если не хватает учителей — детей переводят на онлайн-обучение, которое намного хуже обычного. В Нечерноземье происходит опустынивание — вслед за закрытием школ люди уезжают. На сегодня по сути не решается вопрос с малокмплектными школами, которых на селе большинство. Нет и генерального плана расселения. Вот так и вымирает Россия».

Вместо школы — церковь

Депутат Госдумы Олег Смолин в своем блоге разместил данные Росстата и РПЦ. Согласно этой статистике, в России по сути происходит замещение школ церковными учреждениями. Например, по состоянию на прошлый год, церквей в России было 41,9 тыс., а школ — всего 39,9 тыс.

Согласно приведенным Смолиным данным, тенденция наблюдается на протяжении почти трех десятилетий: с 2000 года в результате «оптимизации» количество школ в России сократилось с 68 тысяч до 40 тысяч в 2022 году. В то же время количество церквей, наоборот, выросло — с 21 до 42 тысяч. Также было закрыто 54 000 детсадов.

Государство сегодня, судя по статистике, отдает предпочтение церковным учреждениям. Бывший вице-мэр Москвы по градостроительству и депутат Госдумы Ресин с 2011 года занимался массовой постройкой храмов в столице, на эту программу потратили более 35 млрд рублей. В 2017 году проект раскритиковал патриарх Кирилл. Он заявил, что двухсот храмов столице мало, они должны быть просторнее и главное, их должно быть еще больше.

«Если так пойдет дальше — мы придем к системе церковно-приходских школ, которые были в России в начале 20 века. То есть наше образование вернется на век назад. Все это будет иметь очень опосредованное отношение к образованию. Такие школы будут нести, пожалуй, единственную функцию — экономии на образовании всеми возможными способами», — считает учитель истории из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков.
"