Posted 7 февраля, 13:44
Published 7 февраля, 13:44
Modified 7 февраля, 17:18
Updated 7 февраля, 17:18
Ирина Мишина
«У нас не хватает математиков, их готовится в три раза меньше, чем учителей физкультуры. Учителя физкультуры преподают математику и физику. Мы своего ребенка поведем в такую школу? Ветеринарный врач преподает иностранный язык. И такое есть! " — заявил спикер Госдумы Володин в Саратовском государственном университете имени Чернышевского.
Вячеслав Володин, похоже, впервые спустился с небес на педагогическую землю. На самом деле о нехватке учителей знают и давно говорят все, у кого дети ходят в государственные школы.
Только по официальным данным, сейчас в России нехватка учителей составляет почти 11 тыс. специалистов. И это несмотря на то, что в 2023 году на педагогические специальности поступили 75 тыс. человек. Правительство даже запустило программу «Земский учитель» — желающим поехать преподавать в сельскую местность выплачивали по миллиону рублей. Но программа, что называется, «не зашла».
… В селе Таремское Павловского района Нижегородской области одна школа. Она небольшая, на 300 человек, но проблемы в ней огромные. И они отражают всю ситуацию с учителями в стране.
«У нас не хватает половины педагогического состава. На всю школу всего два учителя русского языка, и работают они на 2 ставки, это огромная нагрузка, когда по сути нет возможности нормально подготовиться к уроку. Очень много пенсионеров, они в основном и ведут математику, молодежь в школу не идет. Найти математика в школу — вообще огромная проблема, потому что это прежде всего ответственность: по математике пишут Всероссийские проверочные работы, сдают ЕГЭ», — рассказывает учитель истории из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков.
И добавляет, что в начальную школу идут люди со средним образованием, после переподготовки и каких-то условных курсов. «Как правило те, кто приходит, полгода отработает и увольняется», — резюмирует Дмитрий Казаков.
Огромные нагрузки связаны еще и с тем, что администрация искусственно нагружает педагогов чтобы выполнить майские указы Путина: средняя зарплата педагога не должна быть ниже средней зарплаты по региону. А как этого добиться, если оклад у многих едва дотягивает до МРОТ?
Профсоюз педагогических работников «Учитель» провел мониторинг окладов учителей, установленных правительствами регионов. Сравнение проводилось с уровнем МРОТ в 19 242 ₽, который вступил в силу 1 января 2024 года. Данные собирались для учителей с высшим образованием.
Результаты мониторинга показывают, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ, от 3420 до 9580 ₽. В 39% регионов оклады от 50 до 75% МРОТ (от 9668 руб в Курской области до 14091 руб в Томской). В 9% регионов оклады от 75 до 100% МРОТ. Только в Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Приморском крае оклады выше ожидаемого МРОТ.
«Рекордсменами по скупости» оказались Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская АО, Вологодская область и Республика Алтай, где оклады учителей до сих пор менее пяти тысяч рублей.
Даже в тех субъектах федерации, где оклады были пересмотрены в 2023 году, повышение произошло только до 10-13 тысяч рублей. Чтобы выжить, учителя работают на 1,5-2 ставки, набирают дополнительную работу в школе, занимаются репетиторством. И, не выдержав нагрузки, увольняются.
Чтобы хоть как-то компенсировать нехватку учителей, Минпросвещения разрешило преподавать студентам старших курсов вузов.
Что касается Саратовской области, где дефицитом учителей удивился спикер Володин, только там, по данным профсоюза «Учитель, не могут закрыть 298 вакансий педагогов по математике, физике и информатике. Пока вопрос решается за счет перераспределения нагрузки между учителями. А это значит, что увеличивается нагрузка на уже работающих, или, например, преподаватель математики ведет еще информатику и физику…
Возникает естественный вопрос: может быть, педагогические вузы недостаточно выпускают учителей?
Судя по отчетам московской мэрии, в прошлом году на будущих экономистов и юристов пришлось более 44 процентов от всех выпускников. На третью строчку поднялись будущие педагоги, подвинув в тройке лидеров программистов и разработчиков.
Число абитуриентов, которые поступают ежегодно в педагогические вузы, превышает 100 тысяч человек. 1 млн 400 тысяч педагогов ежегодно выпускают педагогические вузы. И теоретически это ежегодно на 10% должно пополнять число работающих в сфере образования. Но в школах при этом все равно не хватает учителей. Куда же деваются выпускники вузов?
«Все просто. Выпускники педвузов по специальности математика идут работать в сферу цифровых технологий и IT: там выше зарплаты. Математика в школе — это большая ответственность, так как она входит в итоговые экзамены. Многие идут в репетиторы, потому что так реально можно больше заработать. Многие устраиваются в психологические службы, идут работать тьюторами, воспитателями, там тоже зарплаты выше. Чтобы хоть как-то восполнить дефицит кадров, Минпросвещения разрешило работать в школах студентам старших курсов. Также в школу начали принимать людей с любым высшим образованием после курсов переподготовки. В младших классах можно преподавать и после колледжей», — рассказывает «НИ» профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Возникает вопрос о целевом приеме, который практикуют многие вузы, когда предприятие оплачивает обучение студента, поступающего вне конкурса — с тем, чтобы он потом вернулся на предприятие.
«К сожалению, в педагогических вузах это невозможно, целевого набора на этом направлении нет. Причина проста: школы — нищие, платить могут только субъекты федерации и муниципалитеты, которые тоже жалуются, что у них и так нет денег. Выход в том, чтобы приглашать студентов на практику, а возможно, уже и на работу на старших курсах. В общем, школам надо проявлять инициативу и активнее работать со студентами», — считает профессор Института развития образования Ирина Абанкина.
Но главное — это достойные зарплаты и нормальное финансирование, чтобы учитель не разрывался между несколькими предметами и не был перегружен двумя ставками. Для этого надо просто платить в школе нормальные деньги. И спикер Госдумы Володин должен это не только понимать, но и решать.