Думали выбросить, а ездят дальше: как изменился авторынок в России в 2023 году

8 февраля, 16:53
Эксперты прогнозируют, что российский автомобильный парк продолжит стареть, срок эксплуатации машин увеличится, а ремонт автомобилей еще больше усложнится.

Иван Зубов

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE и аналитическое агентство Gruzdev-Analyze опубликовали результаты исследования российского авторынка за 2023 год, а также прогноз на текущий год.

Эксперты подсчитали, что с 2021 года объем продаж новых машин в нашей стране упал почти на треть — на 29%. Что в сравнении с другими странами выглядит особенно впечталяюще.

Глава агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев, в частности, отозвался о состоянии по итогам года китайского авторынка, где продается ежегодно 25 млн автомобилей. Этот объем не сможет не отразится и на российском авторынке, поскольку в случае насыщения китайского — а оно скоро произойдет — встанет ребром проблема сбыта подержанных автомобилей.

«Известно много примеров такой международной миграции автомобилей: из Германии — в Польшу, из Польши — Беларусь или из США — в Мексику, из Мексики — в Венесуэлу. Придут ли б/у „китайцы“ в Россию? В скором времени мы узнаем, как решится этот вопрос», — поясняет Груздев.

В то же время, по параллельному импорту в Россию в 2023 году поставлены 137 000 машин, что составило примерно 13% от всего количества. По прогнозу экспертов, в 2024 году вряд ли это количество увеличится, поскольку правительство РФ намерено жестче регулировать параллельный импорт.

Что касается структуры продаж, то все последние три года здесь лидирует российская LADA. Но в целом российские марки, доля которых в продажах составила 34%, сильно уступают по этой части китайским брендам — 51%, причем уступают еще и в разнообразии.

Груздев прогнозирует, что эта тенденция в 2024 году только будет нарастать, причем он особенно отмечает тот факт, что многие бренды из Китая не отрывают в России своих дилерских центров, а следовательно, российские автовладельцы вынуждены будут оставаться без официальной поддержки автопроизводителя, то есть один на один со своим автомобилем. Это приведет к тому, что автосервисам понадобится серьезное оборудование, вроде токарных станков и сварочных аппаратов, чтобы ремонтировать детали своими силами.

Директор же сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова подтверждает эти опасения, поскольку уже сегодня, по ее словам, доступ к каталогам запчастей и мануалам на самые новые и редкие автомобили из Китая сильно затруднен, и автосервисы вынуждены подбирать запчасти в спецмагазинах «по образцу».

Рынок подержанных автомобилей в 2023 году тоже рекордно вырос, хотя в четвертом квартале года резко замедлился. Всего же таких машин было продано почти 7 млн штук.

Груздев считает, что на снижение рынка автомобилей с пробегом повлиял и рост ключевой ставки Центробанка, и снижение доступности кредитов. Но главным фактором, по его мнению, является исчерпание спроса на подержанные машины: «Все, кто хотел поменять свой автомобиль, уже сделали это».

Вероятно, что в будущем рынок вернется к показателям доковидного 2019-го года, когда и новых, и подержанных машин было продано 6,3 млн штук.

Был поставлен в 2023 году и еще один рекорд: минимальный срок владения автомобилем составил 4,5 года, и по прогнозам экспертов, этот показатель будет еще расти.

Всего же парк автомобилей, которые находятся в эксплуатации, остался в 2023 году на прежнем уровне, уменьшившись всего на 75 тыс. штук, что объясняется увеличением срока их эксплуатации. В текущем же году, этот парк продолжит постепенно сокращаться до примерно 34,2 млн штук.

Общий срок эксплуатации машин растет, и достиг уже 27 лет, а объемы выбывающих из парка машин значительно сокращаются. «Из автомобилей владельцы выжимают все „соки“, — поясняет Груздев.

В 2023 году средний возраст российского автопарка составил уже 11,6 лет, тогда как в 2018 году он был на 22% ниже — 9,5 лет.

По данным же FIT SERVICE средний возраст машин, которые обсуживает эта сеть еще выше — 12,3 года. Причем доля автомобилей от 15 лет и выше увеличилась за год сразу с 25% до 35%.

Овчинникова отмечает, что теперь в связи с этой тенденцией, ремонты будут только усложняться, поскольку водители всеми силами хотят продлить жизнь своим машинам. А стало быть, и спрос на услуги автосервиса только вырастет.

Кроме того, в 2023 году ожидаемо уменьшился на 4% по сравнению с 2022 годом и средний пробег автомобилей, составив 12570 км.

Груздев считает, что падение в 4% — цифра весьма значительная, поскольку все автомобили вкупе за год не проехали 19 млрд километров! А это означает, что они не требовали ни замены масла, ни колодок, что очень существенно для рынка послепродажного обслуживания.

Овчинникова солидарна с экспертом, подтверждая процесс активного старения российского автопарка, которого не способен был остановить рынок новых автомобилей. Водителей все бережнее относятся к своим машинам, и не стремятся их особенно эксплуатировать.

Тем не менее, состояние автопарка сегодня уже такое, что экономить на ремонте нельзя, а потому автосервисы все чаще сталкиваются с ремонтом, требующим значительных трудозатрат и времени. ремонтом, который требует больше времени. Поэтому необычайно важна сегодня и квалификация специалистов автосервиса, которую необходимо постоянно повышать.

Полную версию аналитического отчета по авторынку за 2023 год можно посмотреть в записи.

#Российские авто #Срок эксплуатации #Ремонт автомобилей #Средний возраст автопарка #Пробег автомобилей #Российские марки #Автосервис #Китайские авто #Авторынок #Китайские бренды #Параллельный импорт #Продажи новых машин #Игорь Зотов #Аналитика #Автомобиль #Ремонт авто #Автодилеры #Купить авто #Россия #Авто #Автомоибли #Сокращение числа авто #Подержанные авто #Автомобили #Автовладельцы #Российский авторынок #Автопром
Подпишитесь