Иван Зубов
Российские автодилеры бьют тревогу: новых машин много, но их не берут, сообщает канал «Куда катимся». Запасы новых автомобилей на скаладах достигли максимальных значений с начала 2022 года.
Так, на складе крупной компании «Рольф» стоят 4520 автомобилей, тогда как в то же время в 2022 году их было 4266, а в 2023 — 4339. Компания «БН-моторс» сообщает о том, что у них скопился уже месячный запас автомобилей модели Lada Vesta и двухмесячный — машин китайских брендов.
Правда, сами дилеры вопреки всякой логике прогнозируют, что по сравнению с прошлым годом, продажи в 2024 году увеличатся на 30–77%, однако и цены на автомобили вырастут за это время на 15–40%.
Пока «Автостат» сообщает, что в 2023 году россияне потратили на покупку новых автомобилей почти 3 трлн рублей, и судя по графику, продажи только растут. Но есть тут одна деталь, напоминают эксперты канала: каждый второй рубль из этой огромной суммы взят в долг.
При этом, больше всего денег российские покупатели заплатили за автомобили бренда Chery, потом идет продукция АвтоВАЗа, а за ней снова китайский Geely. Лидерами же спроса, как уже сообщали «Новые Известия», среди моделей стали: Lada Granta, Chery Tiggo 7 Pro, Haval Jolion.
По мнению главного редактора журнала «За Рулём» Максима Кадакова, которым он поделился с каналом «Куда катимся», ситуация на рынке вовсе не радужная: «Если не будут предприняты позитивные шаги, если не будет снижена ключевая ставка, если будет расти ставка утильсбора, если не окрепнет рубль, то прогноз не очень весёлый — будет продано 1,1 млн автомобилей. Иными словами, дай бог продать столько же, сколько в 2023 году.
Если же регуляторами будут сделаны позитивные шаги, есть шанс выйти на 1,3 млн машин».
Его заместитель Никита Гудков считает, что россияне никуда не денутся и продолжат покупать машины за любые деньги: «Просто потому, что ездить нужно, а в России достойной альтернативы личному автомобилю нет и не будет, так как у нас большие расстояния плюс климат. Все прогнозы на 2023 год по продажам машин оказались превышены. Когда мы их год назад делали, не подозревали, что будет серьёзное повышение утилизационного сбора, а так называемый параллельный импорт толком не разовьётся.
Вот и в наступившем году, думаю, можно ждать каких угодно негативных факторов. Но покупать авто мы продолжим и за 3 млн, и за 4 млн, если других не будет, но пешком не пойдём, потому что холодно. А на автобусе не поедем, потому что он забит и его нужно ждать. И идёт он чаще всего не туда, куда нужно».
В то же время эксперты напоминают, что тем, кто не может по каким-то причинам взять кредит на покупку нового авто, стоит обратить внимание на рынок подержанных машин, который по данным «Автостата» растет в последнее время очень бурно.
Российский рынок автомобилей с пробегом в минувшем году практически дошел до объемов, которые были в 2021 году. Перерегистрации автомобилей выросли на 21% до 6,64 млн авто, несмотря на ряд проблем, про которые знает каждый автомобилист.
А вот параллельный импорт оказался неэффективным из-за новых ставок утилизационного сбора и санкций, ограничивающих поставки японских и корейских авто. Более 60% импортируемых подержанных авто составляли японские марки.