Posted 17 января, 15:38

Published 17 января, 15:38

Modified 17 января, 15:40

Updated 17 января, 15:40

Как проявляется синдром третьей четверти?

Что такое синдром третьей четверти и как помочь школьнику справиться с нагрузкой

17 января 2024, 15:38
Фото: Midjourney
Как проявляется синдром третьей четверти?
Наверняка многие родители замечали, что в середине учебного года, в разгар зимы, ребенок-школьник становится менее активным, приносит не лучшие оценки. Так проявляется синдром третьей четверти, утверждают психологи.

Что такое синдром третьей четверти

Синдром третьей четверти — именно так современные психологи называют явление, когда школьник в середине учебного года резко теряет работоспособность, жалуется на недомогание, сонливость, порой головные боли. На этом фоне у ученика снижается успеваемость: он становится забывчив, рассеян, плохо воспринимает учебный материал.

Название синдрома произошло неслучайно: третья четверть, как известно, самая длинная и не любимая учениками. Если в начале учебного года они еще полны энтузиазма, а ближе к его завершению у них появляется стимул в виде долгожданных летних каникул, то в середине учебного процесса они испытывают определенный стресс, уже накапливается и дает о себе знать усталость. Проявления такого непродуктивного состояния и назвали синдромом третьей четверти.

Причины синдрома третьей четверти

Что же приводит к такому явлению? У синдрома третьей четверти могут быть самые разные причины. Психологи отмечают, что истоки проблемы — в окружении ребенка, в школьной обстановке, условиях проживания. Медики доказывают, что именно в это время года детский организм дает сбой.

Психологические причины синдрома третьей четверти

Чисто психологически школьникам тяжело включиться в учебу после длинных новогодних каникул. Отдых, как правило, бывает весьма насыщенным, и переход к монотонным школьным будням вызывает у детей протест и отторжение. Добавьте к этому смену режима, возобновившиеся ранние подъемы и уроки — и причины резкой смены настроения у ребенка станут очевидны.

«Когда же закончится эта учеба?!» — такие мысли чаще всего возникают у школьника в это время. И осознание того факта, что до финала учебного года еще ого-го сколько времени, тоже повергает его в апатию.

В школе ситуация усугубляется тем, что учителя взывают к ответственности, настраивая на то, что третья четверть не только длинная, но и сложная, грядет множество контрольных, поэтому необходимо сконцентрироваться на учебе. В результате школьникстарается проявить максимум работоспособности, но у него попросту ничего не получается.

Физиологические причины синдрома третьей четверти

Врачи отмечают, что все дело в сезонных особенностях: холодная погода, отсутствие солнца, короткий световой день, авитаминоз, отсутствие длительных прогулок — все это сказывается на том, что ребенок хандрит, не высыпается, у него наблюдается упадок сил. Страдает эндокринная, иммунная и нервная система.

Более того, такое состояние чревато тем, что организм ребенка становится восприимчив к любой инфекции. Увеличивается риск заболеть ОРВИ, после чего школьнику еще сложнее будет восстановиться и вернуться к полноценной активной жизни.

Симптомы синдрома третьей четверти

Как распознать у своего ребенка не просто детские капризы, а именно признаки появления синдрома третьей четверти, чтобы вовремя оказать помощь и не дать усугубиться ситуации?

Медики советуют, помимо сонливости и вялости, обратить пристальное внимание на такие эмоциональные звоночки, как плаксивость и раздражительность, беспричинная агрессия. Послушный всегда ребенок может ни с того ни с сего начать огрызаться и даже поднимать руку, к примеру, на питомца или на младшего в семье.

Часто бывает, что школьник садится делать уроки и зависает — сидит и смотрит в одну точку, не может сконцентрироваться. Проверьте у ребенка тетради, вы наверняка обнаружите в них множество нелепых ошибок, сделанных сугубо из-за невнимательности. Ребенок может забыть, что говорила на уроке классная руководительница, то есть у него ухудшается память.

Внешний вид тоже может рассказать о синдроме третьей четверти. Так, у ребенка часто появляются темные круги под глазами, он бледный, плохо ест, отказывается играть в активные игры.

Как помочь школьнику преодолеть третью четверть

В этот период школьнику как никогда нужна помощь взрослых. Им необходимо не только организовать правильный режим для ребенка и сбалансировать его питание, но и обеспечить ему психологический комфорт, отмечает семейный психолог Владимир Семин.

Рекомендации специалистов

Режим и питание — первое, что должны пересмотреть родители в отношении детей, у которых намечается появление синдрома третьей четверти. Вставать и ложиться нужно в одно и то же время, желательно не позднее 22:00. Детям младшего школьного возраста можно отдохнуть еще и днем, в районе 15:00–16:00 часов. С утра рекомендуется выполнять комплекс общеукрепляющей гимнастики, а после — растирания и контрастный душ (для старшеклассников).

В питании следует сделать акцент на источниках необходимых витаминов и макроэлементов — белках и полезных углеводах, свежих и отварных овощах и зелени. Если ребенок тяготеет к фаст-фуду и сладостям, то следует максимально ограничить такой рацион. В качестве десертов предложите сухофрукты, пастилу, орехи.

«Принято считать, что в синдром третьей четверти свою лепту вносят три обстоятельства: климат, школа и родительская семья, — говорит семейный и детский психолог Владимир Семин. — И если на первое мы никак не можем повлиять, а на второе почти никак, остается семья. Важно самим стараться избегать негатива. Науке известно, что эмоциональные установки родителей ребенок аккумулирует. Если мама или папа то и дело бурчат, какая плохая зима, „когда же это кончится“, у ребенка это вызовет тревогу, отчаяние, депрессивное ощущение загнанности в угол».

Специалист отмечает, что только родные смогут дать ребенку то чувство тепла, любви и защищенности, с которым ему не страшны никакие учебные нагрузки, даже если школа будет продолжаться вечно.

«Надо, наоборот, уметь радовать. Не любите зиму? Но цирки, комедии, мюзиклы никто не отменял. Хотя еще лучше традиционные зимние забавы: катки, лыжи. Помимо зоны радости ребенку важно создать зону комфорта и отдыха. Купить обновку, посидеть вместе за чашечкой какао, сходить в кафе. Составляйте планы на лето, на весну. Или на конец ближайшей недели. Возможно, в третью четверть следует пересмотреть график нагрузок у ребенка, отказаться от кружка или больше помогать ему с уроками», — советует психолог.