В российских (и не только) СМИ и социальных сетях с регулярной частотой появляются новости о том, что какие-то поставщики «уведомили торговые сети о повышении цен с такого-то числа». Не секрет, что журналисты сразу же делают из этого очередную «сенсацию»: караул, с 1 января/марта/июня всё подорожает на столько-то процентов. При этом они часто ссылаются на «инсайдерские» данные в виде писем, которые поставщики шлют торговым сетям. Независимый эксперт по ритейлу, консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин в своем канале объясняет, что, прочитав такую информацию, не стоит сразу же впадать в панику и бежать в магазин скупать будущий дефицит:
«Расскажу, как в реальности всё это происходит.
Во-первых, направление писем с предложением повысить цены на свою продукцию — это рутинная работа и часть нормального взаимодействия любого поставщика с ритейлером. В этом нет ничего необычного. Сети получают сотни таких писем каждый месяц.
Во-вторых, получая это письмо, ритейлер может далеко не сразу на него ответить — есть регламентные сроки, позволяющие оттягивать момент ответа. И крупные поставщики прекрасно знают об этом, поэтому готовятся заранее. Небольшие поставщики часто удивляются отсутствию ответа и нервничают. Самый частый вопрос, который я слышу: «а почему мы месяц назад отправили письмо, что повышаем цены, но нам ничего не ответили, что это за издевательство?!» Нет, это не издевательство, просто договоры и приложения к ним читать надо, а не слепо подписывать.
В-третьих, даже когда сеть отвечает на такое письмо, то ни о каком принятии всех условий поставщика (какие бы железобетонные факты там не были приведены) речи не идёт. И крупные игроки это тоже знают, а «малыши» начинают ещё больше впадать в депрессию. И зря. Сеть, как правило, предлагает искать компромиссные варианты. Среди них:
Ротация ассортимента — какие-то позиции могут вывести, если по ним не удаётся договориться, какие-то ввести, более дешёвые;
Усиление промо-активности — когда поставщику согласовывают повышение цен на определенные позиции, но взамен предлагают ему давать больше скидок для проведения акций;
Согласование повышения цен, но на меньший % от того, что хотел поставщик;
Оттягивание повышения цен на ряд позиций (по каким-то готовы повысить сразу, взамен по другим оттянуть это на энное время).
Если совсем договориться не удаётся, то всегда можно прибегнуть к поиску альтернативных поставщиков. Точнее, припугнуть ими текущего поставщика — это чаще всего работает со средними и небольшими игроками. У ритейлера всегда есть выбор таких, поверьте.
Одним словом, когда вы видите статью в каком-нибудь СМИ о том, что скоро та или иная категория подорожает на столько-то процентов, не спешите верить. Этот процесс не такой прямолинейный и быстрый, как подают его журналисты, и от момента отправки письма до изменения цен могут проходить многие месяцы».