Очередное шокирующее известие пришло в пятницу 8 декабря с автомобильного рынка России — базовая версия одного из самых доступных автомобилей в России — Lada Niva Legend подорожала сразу на 100 тысяч рублей! И это при том, что модель «Нива» сходит с конвейеров АвтоВАЗа» с 1977 года без каких-либо значимых конструктивных изменений, с теми же, что и в эпоху «развитого социализма», кузовом и силовым агрегатом. И несмотря на это, безнадежно устаревший автомобиль пользуется стабильным спросом у покупателя — в первую очередь благодаря своей относительной дешевизне.
Напомним, что, к примеру, в 2011 году в базовой комплектации Lada Niva стоила «смешные» по нынешним временам деньги — 306 900 рублей. В то время, среднемесячная зарплата по России составляла 23 369 рублей. Так что скопить на этот автомобиль можно за 13,1 месяца.
Через 10 лет, в 2021 году как раз началась эра обновленной «Нивы» по имени Legend. В базовой комплектации она появилась по цене 599 900 рублей. Правда, к концу года цена «немножечко» подросла — до 675 900 рублей. Правда подросла за 10 лет и средняя заработная плата — до 54 687 рублей, а потому накопить на это чудо автоискусства можно было даже быстрее, чем в 2011 году — за 12,4 месяца.
Теперь же, с сегодняшнего дня базовая версия Lada Niva Legend стоит 929 900 рублей. Причем из новых опций в ней прибавилась разве что антиблокировочная система и калибровки двигателя под бензин «Евро-5». Средняя зарплата в России сегодня составляет 53 096 рублей. И копить придется существенно дольше — 17, 5 месяца.
Однако в список самых доступных автомобиле России эта модель все равно по-прежнему входит:
1. Lada Granta в версии Classic за 699 900 рублей;
2-3. Lada Niva Legend за 929 900 рублей и Travel за 1 092 900 рублей;
4. Lada Vesta — от 1 239 900 рублей;
5-6. УАЗ «Хантер» за 1 390 000 рублей и «Патриот» за 1 530 000 рублей;
7. УАЗ «Пикап» от 1 555 000 рублей;
8. Changan Alsvin — 1 750 000 рублей;
9. Livan X3 Pro — 1 879 900 рублей;
10. Haval Jolion — 1 949 000 рублей.
Автомобильный эксперт Андрей Якунин комментирует в своем блоге ситуацию на рынке, пишет: «Честное слово, это полнейший абсурд и цирк — первая мысль, посетившая меня, как только я увидел эти несоизмеримые с качеством наших автомобилей цифры».
Якунин обращает внимание на то, что новый автомобиль в идеале должен стоить примерно от половины до годового дохода, так что в этом смысле все очень плохо. Да и в кредит покупать «дешевый» автомобиль невыгодно из-за запредельно высоких процентных ставок.
По его мнению, АвтоВАЗ поступил очень хитро, добившись сперва повышения утилизационного сбора, а стало быть и подорожания китайских автомобилей, а затем, как бы в ответ на народное возмущение такими ценами на «китайские „ведра“, но не имея больше на то никаких объективных причин (АвтоВАЗ, напомним, сам утилизационного сбора не платит) задрал цены и сам, причем на все автомобили. Под шумок, так сказать: „Ну не сможет АвтоВАЗ отказаться от такого лакомого кусочка, особенно на фоне роста продаж наших автомобилей…“