Posted 24 октября 2023, 16:32
Published 24 октября 2023, 16:32
Modified 24 октября 2023, 16:34
Updated 24 октября 2023, 16:34
Мария Соколова
Сейчас есть последний шанс купить иномарку по адекватной цене: уже в это воскресенье, 29 октября вступит в силу постановление Правительства, которое лишит возможности «серых» дилеров при ввозе автомобилей платить утилизационный сбор по льготной ставке, действующей для физлиц. По новым правилам, если машина продаётся в течение 12 месяцев после таможенного оформления, то необходимо заплатить утильсбор по полной ставке, независимо от того, на кого оформлена машина.
С 1 августа 2023 года в России действуют новые ставки утилизационного сбора для физических и юридических лиц. Юрлица, а это в большинстве случаев официальные импортёры, платят намного больше. Помимо официальных, есть еще серые импортёры. Они прибегают к растаможке машин на подставных физлиц и получают ценовое преимущество. Кроме того, размер утильсбора зависит еще и от объёма двигателя. Теперь перекупам-физлицам придётся платить, как и официальным импортёрам. Наценка в некоторых случаях выйдет существенная.
Массово «серые» импортеры везут автомобили из Китая. Так у покупателя есть возможность получить точно такой же автомобиль, как и у официального дилера, только без заводской гарантии и намного дешевле. Серые импортеры привыкли экономить на утильсборе, сертификационных расходах, гарантийных обязательствах и содержании больших и красивых дилерских центров.
Параллельный импорт (который на самом деле не параллельный, поскольку завозимые в частном порядке автомобили не проходят сертификацию и не получают ОТТС) стал неотъемлемой частью российского авторынка. По данным «Автостата», за 9 месяцев 2023 года 31% проданных в России автомобилей — отечественные, 52% — официально поставляемые китайские марки, оставшиеся 17% — «прочие иномарки». То есть почти каждый пятый проданный автомобиль — это ничтожно малые официальные продажи оставшихся в России корейских брендов и параллельный импорт. В деньгах же на эти «прочие иномарки» приходится 33% рынка.
Параллельный импорт сейчас существует в двух форматах. Компании, занимающиеся привозом автомобилей, могут либо привозить под заказ нужное авто, либо сами создают собственные складские запасы и продают машины из наличия.
В первом случае растаможка авто происходит сразу на конечного потребителя. То есть утильсбор составит прежние 3400 рублей. Так привозят и оформляют единичные машины из Европы, США, Кореи и Японии.
Например, у официального дилера Geely Tugella стоит 3,945-4,375 млн рублей. Такой же автомобиль в максимальной комплектации от серых импортеров — 3,99 млн рублей. Экономия 385 тыс. рублей — приятный бонус. Но теперь 297,2 тыс. рублей съест новый утильсбор. Останется экономия только в 87,8 тыс. рублей. И тут уже многие задумаются, стоит ли игра свеч.
С более дорогими автомобилями все несколько проще — там разница в цене больше. Гибрид Voyah Free у «официалов» стоит 7,99-8,25 млн рублей. У небольших компаний ценники гуманней — от 6,26 млн рублей. Экономия 1,73 млн рублей!
Из-за особенностей китайского законодательства подавляющее большинство китайских автомобилей имеют объем мотора 1,5-2 л, поэтому прибавка 297,2 тыс. рублей — почти универсальная формула.
Доступных массовых китайских автомобилей ждать не стоит. Держать машину год на площадке никто не будет: за место надо платить, а сама машина все время теряет в цене. Везти под заказ автомобили из Китая тоже накладно. Большие партии идентичных автомобилей всегда выгоднее, и бюрократии меньше при растаможке на своих людей.
Также не повезет любителям праворульных автомобилей из Японии, которые привыкли выбирать машины из имеющихся в наличии. В таких условиях существование во Владивостоке знаменитого авторынка «Зеленый угол», на котором ждут своих покупателей тысячи подержанных машин из Японии, под большим вопросом.
В первую очередь от лишней конкуренции избавятся продавцы официально поставляемых китайских автомобилей. Теперь им проще будет удерживать высокие цены. Надежды на то, что российская сборка китайских машин позволит сэкономить, тщетны. Оригинальный JAC J7 без скидок стоит от 2,48 млн рублей, а после того, как на него стали вешать шильдики «Москвич 6», цена выросла до 2,626-2,826 млн рублей. «АвтоВАЗу» тоже станет легче жить и продавать Lada Granta по 1,3 млн рублей и Lada Vesta по 1,8 млн рублей без учета дилерских накруток.
Если хотите купить современную машину и не переплачивать, то остаётся только один вариант — заказать её за границей и оформлять сразу на себя. Но будьте готовы к длительному ожиданию. И даже если машина не понравится, не подойдет, попадёт в ДТП, всё равно придётся с ней жить минимум год. Иначе доплаты не избежать.