Прокуроры освободили покупателей от платного возврата большинства товаров на маркетплейсе Wildberries.

В Wildberries изменили отношение к покупателям только после проверки Генпрокуратуры

16 ноября 2023, 16:02
Российская торговая площадка Wildberries внесла коррективы в правила работы с продавцами и клиентами после проверки. Маркетплейс проверяли по личному поручению Генерального прокурора РФ Игоря Краснова.

Анна Скудаева

По данным Генпрокуратуры РФ, силовикам по итогам проверки удалось убедить ритейлеров изменить около 20 положений, регламентирующих взаимоотношения маркетплейса Wildberries, продавцов и покупателей.

Среди наиболее значимых корректив в работе площадки в надзорном ведомстве назвали то, что теперь покупатель не обязан проверять качество товара непосредственно при его получении. Отныне и в правилах компании Wildberries зафиксировано давно закрепленное в законе «О защите прав потребителей» безусловное право гражданина отказаться от приобретенной продукции, в том числе от технически сложных устройств. При этом срок рассмотрения претензии о замене товара сокращен.

Вторым важным для покупателя моментом стало то, что если доставка заказанного товара задерживается, то срок может быть продлен только по согласованию с потребителем.

Ожидается, что в ближайшем будущем клиенты смогут отменять заказы через свои личные кабинеты. Программное обеспечение для этого уже создано, сейчас оно тестируется, указали в прокуратуре.

Пункт выдачи заказов Wildberries.
1MI

Одним из основных поводов для жалоб клиентов площадки оказалось взимание с потребителя денег за отказ от товара, который ему не подошел. Ранее сообщалось, что поводом для введения платного возврата некоторых вещей основательница Wildberries Татьяна Бакальчук называла необходимость борьбы с шопоголиками*. По версии Forbes, миллиардер и создатель «Ягодок» Бакальчук заняла первое место в рейтинге богатейших женщин России в 2023 году, ее состояние оценили в $7 млрд).

Однако инициативу Wildberries о введении платного возврата веще в Генпрокуратуре посчитали неправомерной.

Как отметили в надзорном ведомстве, по итогам проверки и в эту схему удалось внести изменения. Отныне платный возврат доброкачественных товаров маркетплейсу возможен только в тех случаях, если у покупателя низкая доля выкупа; если товар транспортируется на большие расстояния, а также если продукция относится к «проблемной»: это могут быть крупногабаритные, хрупкие, невостребованные у населения вещи, а также товары, часто подменяемые недобросовестными клиентами в пунктах выдачи.

В ведомстве предупредили, что в случае платного возврата товара продавцу информация о сумме взимаемой с потребителя компенсации должна быть доведена до пользователя площадки Wildberries заблаговременно, не позднее момента оформления заказа.

Напомним, поводом для начала масштабной проверки Генпрокуратуры стали массовые жалобы потребителей на нарушения их прав со стороны маркетплейса.

В частности, в начале октября Wildberries ввел комиссию в 3% за оплату товаров картами Visa и Mastercard. Директор по развитию финансовых и платежных сервисов компании Дмитрий Колесников аргументировал это особенностями операционно-технологического процесса приема платежей с карт систем, ушедших из России. Клиенты, недовольные новым сбором, сочли его дискриминационным. Эксперты заявителей поддержали, указав, что Федеральный закон «О защите прав потребителей» содержит прямой запрет на установление разных цен на товар, в зависимости от способа его оплаты.

Примерочные в пункте выдачи заказов Wildberries.
1MI

После поднявшейся волны народного возмущения маркетплейс комиссию отменил. Удержанные средства пообещали возвратить клиентам. Такое решение принято было принято после совещания в Генпрокуратуре с участием представителей самой компании, Банка России и Роспотребнадзора.

«По итогам состоявшегося совещания компания Wildberries приняла решение отменить реализацию механизма по взиманию дополнительной стоимости в случае прямой оплаты картами Visa и Mastercard», — заявили в компании.

Между тем, спровоцированную инцидентом с картами проверку Генпрокуратуры это не отменило. В надзорном ведомстве сообщили, что после урегулирования вопроса с взиманием комиссий за оплату товаров с использованием карт Visa и Mastercard проверка законности взимания Wildberries платы за возврат товаров продолжится.

Результат проверки не заставил себя ждать: надзорные мероприятия позволили восстановить ряд нарушенных прав потребителей.

Как прокомментировали ситуацию в пресс-службе Wildberries, «в ходе проверки Генеральной прокуратуры компанией принят комплекс мер в целях неукоснительного соблюдения прав потребителей». Для этого был скорректирован ряд положений в правилах пользования торговой онлайн-площадкой.

«Они касаются рассмотрения претензий граждан, упрощения отказа от покупки и возврата товаров и других положений, затрагивающих интересы покупателей. Возможность компенсации расходов маркетплейсу по возврату товара надлежащего качества сохраняется лишь в отдельных случаях: низкая доля выкупа покупателем; значительные расстояния транспортировки; особенности товаров (крупногабаритные, хрупкие, невостребованные у населения, часто подменяемые недобросовестными клиентами в пунктах выдачи)», — пояснили в компании.

В пресс-службе Wildberries при этом не ответили на вопрос «НИ», насколько масштабной для площадки является проблема возврата доброкачественных товаров клиентами.

*Шопоголиками называют людей, получающих удовольствие от самого процесса приобретения вещей, вне зависимости от ценности и полезности приобретаемых товаров. Купив ненужную вещь, шопоголик нередко сожалеет об этом и пытается ее вернуть, однако вскоре вновь отправляется по магазинам.

#Общество #Экономика #Проверки #Права #Проверка #Россияне #Деньги #Россия #Маркетплейс #Права потребителей #Ритейл #Генпрокуратура РФ #Маркетплейсы #Генпрокуратура #Wildberries #Торговля #Торговые площадки #Онлайн-торговля
Подпишитесь