Posted 12 октября 2023,, 14:03

Published 12 октября 2023,, 14:03

Modified 7 марта, 11:13

Updated 7 марта, 11:13

В ближайшее время в офис ритейлера Wildberries придут проверяющие из Генпрокуратуры и ЦБ.

Генпрокуратура проверит Wildberries за введение «карточных комиссий»

12 октября 2023, 14:03
Фото: 1MI
В ближайшее время в офис ритейлера Wildberries придут проверяющие из Генпрокуратуры и ЦБ.
Специалисты Банка России, Роспотребнадзора и Генпрокуратуры начнут проверку законности действий Wildberries, который ввел дополнительную комиссию за оплату товаров картами Visa и Mastercard. На покупателей с картами, выпущенными зарубежными платежными системами, «Ягодки» переложили свои затраты.
Сюжет
Деньги

Анна Скудаева

«По поручению Игоря Краснова Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляются надзорные мероприятия в связи со сведениями о введении маркетплейсом Wildberries комиссий за оплату товаров с использованием карт Visa и Mastercard, а также взимании с покупателей платы за возврат товаров», — говорится в заявлении Генпрокуратуры.

В надзорном ведомстве добавили, что в ходе проверки особое внимание будет обращено на «обоснованность действий торговой площадки, соблюдение прав потребителей, недопущение применения незаконных схем с целью извлечения излишних коммерческих доходов».

Ранее стало известно, что с 9 октября маркетплейс Wildberries ввел комиссию в размере 3% от стоимости покупки за оплату товаров с карт международных платежных систем Visa и Mastercard.

Введение дополнительного сбора с покупателей представители площадки объяснили «особенностями операционно-технологического процесса приема платежей». Примечательно, что клиентов, пользующихся для оплаты картами «Мир», Системой быстрых платежей (СБП) и SberPay введение комиссии не коснулось.

Некоторые клиенты усмотрели в произошедшем дискриминационную составляющую, поскольку Федеральный закон о защите прав потребителей содержит прямой запрет на установление разных цен на товар, в зависимости от способа его оплаты.

Как прокомментировал ситуацию с маркетплейсом блогер и публицист Анатолий Несмиян, введение дополнительной комиссии 3% за оплату картами Visa и Mastercard можно считать примером «политики ненависти к клиентам», сопровождаемой постоянными скандалами. Такое отношение к покупателям, нарушающее права потребителя, может привести компанию к «краху», полагает эксперт.

«Проблема в том, что бизнес — он исключительно про деньги. Ничего святого у него нет и быть не может. И, наверное, это даже правильно. Вот только у любого цинизма должны быть рамки, которыми как раз и служит закон. Все упирается в одно — соблюдается ли он», — пояснил аналитик.

По данным канала «Время госзакупок», недавно глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов заявил, что карты Visa и Mastercard «сегодня фактически не имеют никакого правового статуса, потому что являются картами, выпущенными зарубежными платежными системами, которые ушли с нашего рынка». Он сообщил, что, согласно законодательству, «никакой обязанности их принимать нет».

Заявление Соколова вызвало большой резонанс. Ранее, разъясняя ситуацию со статусом карт этих платежных систем, в ЦБ РФ через официальный сайт разъяснили, что карты Visa и Mastercard, выпущенные российскими банками, будут продолжать без ограничений приниматься в РФ «до окончания их срока действия», поэтому заменять их не нужно.

Как прокомментировал ситуацию в беседе с «НИ» председатель Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Юрсервис» Дмитрий Волнухин, ситуация с введением разных цен для держателей различных видов банковских карт выглядит сомнительной с точки зрения действующего российского законодательства.

«Согласно требованиям статьи 16.1. действующей редакции закона „О защите прав потребителей“, продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров, работ или услуг путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При оплате продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров, работ или услуг различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. В законе прямо оговорено, что продавец несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением указанных требований», — пояснил юрист.

"