Posted 16 ноября 2023,, 20:27

Лежать или сидеть? Ученые выяснили, что хуже для нашего здоровья

16 ноября 2023, 20:27
Фото: Midjourney

Лежать или сидеть? Ученые выяснили, что хуже для нашего здоровья

Малоподвижный образ жизни способен оказывать значительное влияние не только на сердечно-сосудистую систему организма, но и на работу мозга.

Сердечно-сосудистые заболевания считаются одной из самых распространенных причин смертей в мире. Ученые из Университетского колледжа Лондона, Сиднейского университета, Университета Турку и некоторых других научных организаций провели ранжирование самых вредных видов активности для здоровья сердца. Данные соответствующего исследования были опубликованы в European Heart Journal.

Эксперты сопоставили результаты шести исследований, в которых участвовали в общей сложности более 15 тыс. человек. В результате ученые получили представление о влиянии сидячего (и даже «стоячего») образа жизни, легкой и умеренной физической активности, а также сна на различные показатели здоровья сердца.

Как выяснилось, самое худшее, что может быть для нашей сердечно-сосудистой системы — это сидеть на одном месте целый день. Такое «занятие» повышает риск высокого индекса массы тела (ИМТ), уровень холестерина и гликированного гемоглобина в крови. А он считается маркером диабета 2 типа.

Вместе с тем, констатируют ученые, для улучшения этих показателей вовсе не обязательно радикально менять образ жизни. Людям, проводящим весь день на офисном кресле, достаточно вставать лишь на полчаса, а не садиться, чтобы снизить свой ИМТ. Еще лучше, если в перерывах не стоять, а ходить.

Если же у вас нет альтернативы между тем, чтобы сидеть или, например, лежать, то ученые посоветовали лечь и поспать. Это будет полезнее для вашего сердца, чем просмотр телевизора сидя на диване.

Чем еще опасен сидячий образ жизни

Физическая нагрузка может влиять и на состояние мозга, стимулируя образование новых клеток и вызывая другие изменения.

В публикации Национального института клинического применения поведенческой медицины США сообщалось об исследовании экспертов из Медицинской школы Университета Уэйна. Они решили выяснить, каким образом малоподвижный образ жизни влияет на работу мозга. Они провели эксперимент на крысах.

Часть из них они поместили в клетки с беговыми колесами (на которых крысы в среднем проходили около 3 миль в день), а другую часть — в клетку без колес и оставили вести малоподвижный образ жизни.

По истечении трех месяцев крысам вводили краситель, который окрашивал нейроны в участке мозга, который отвечает за дыхание и управляет симпатической нервной системой организма. И ученые заметили различия в форме нейронов у активных и малоподвижных крыс.

Так, если нейроны в мозге активных крыс остались такой же формы, как и до эксперимента, то нейроны крыс, ведущих малоподвижный образ жизни, проросли гораздо большим количеством отростков, что повлияло на работу симпатической нервной системы (реакция «беги или борись») и сделало их более чувствительными к раздражителям, то есть нервная система стала реагировать на раздражители более нестабильно и опасно.

Как снизить вред от сидячего образа жизни

Сегодня почти 80% людей работают или общаются через компьютеры и гаджеты, это все происходит в положении сидя. Чтобы снизить негативное воздействие на организм, стоит чередовать работу с использованием компьютера и без него, делая небольшие перерывы для отдыха.

Находиться на рабочем месте во время таких перерывов необязательно. Можно пройтись на свежем воздухе 10-15 минут, или сделать легкие физические упражнения.

Так, например, помогут следующие упражнения:

• Поднимайте одновременно и поочередно стопы на полупальцы, а потом ставьте на пятки.
  • Выполняйте перекаты с пятки на носок и обратно. Сначала правой, потом левой ногой, а затем одновременно двумя ногами.
  • Согните руки и упритесь ладонью в ладонь перед грудью. Надавливайте правой рукой, оказывая сопротивление левой, и наоборот.
  • В таком же положении выполняйте плавные повороты туловища вправо-влево.
  • Положите правую руку на правый висок и наклоняйте голову вправо, оказывая сопротивление правой рукой. Затем то же повторите в другую сторону.
  • Сжимайте и разжимайте ягодицы.

Эти простые упражнения дадут возможность телу размяться, снимут спазмирование мышц и нормализуют кровообращение.