Posted 2 ноября 2023, 18:24
Published 2 ноября 2023, 18:24
Modified 2 ноября 2023, 18:32
Updated 2 ноября 2023, 18:32
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
За отсутствием интереса Китая к новой ветке газопровода «Сила Сибири-2» энергетические власти страны сосредоточились на производстве и торговле сжиженным природным газом. Не попавший под санкции СПГ должен стать источником пополнения российского бюджета. Планы у Минэнерго большие.
«Большой упор (в проекте энергетической стратегии) делается на СПГ-сегмент. У нас цель — 100 миллионов тонн СПГ к 2030 году, и мы рассчитываем к 2035 году занять до 30% мирового рынка. Сейчас, напомню, мы около 7% составляем», — сказал замминистра энергетики Павел Сорокин.
Эксперты достаточно скептически отнеслись к планам занять рынок, который давно и прочно распределен между США, Катаром и Австралией. С объявлением американских санкций строящемуся заводу НОВАТЭКа «Арктик-2» выполнить амбициозную задачу по увеличению выпуска СПГ в три раза и достичь 100 миллионов тонн за 5 лет окажется сильно непросто.
В России есть два больших завода по производству СПГ — «Ямал» и «Сахалин-2». Оба были построены западными подрядчиками с использованием западных технологий.
«Сахалин-2» строился в рамках консорциума по разработке шельфового месторождения, где оператором был голландско-британский концерн «Шелл». После ухода британцев завод принадлежит Газпрому и двум японским компаниям Mitsui и Mitsubishi. В конце 2023 года Сахалин-2 выйдет на мощность 11,6 миллионов тонн сжиженного газа.
«Ямал» принадлежит «Новотэку» с партнерами — французской TotalEnergies и двум китайским компаниям CNPC и SRF и выпускает 17,6 миллионов тонн СПГ.
Второй большой проект компании Леонида Михельсона — «Арктик-2». Если первый завод был построен на западных технологиях с западным партнером ТотальЭнерджи, с новым заводом все стало значительно сложнее. По плану, первую очередь на 6,6 миллионов тонн должны ввести через несколько месяцев. С ней проблем нет — оборудование было закуплено еще до СВО. Две следующии очереди под большим вопросом.
Президент Института энергетики и финансов, кандидат экономических наук, директор центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов говорит:
-Там изначально планировались три очереди. На первую поставили оборудование и сейчас его вводят. Вторая и третья очереди — не до конца понятно, как они будут вводиться, потому что завод планировался, исходя из определённых технологических решений. Каких-то альтернатив, в том числе, китайских, не существует, нет китайских компаний, которые умели бы строить установки завода СПГ.
Эксперт говорит, что есть российская разработка «Арктический каскад». В 2019 году была смонтирована одна установка на производство 2 миллионов тонн. «НОВАТЭК» остался сильно недоволен качеством и выбрал западную технологию. Первая установка работает, но «Арктик-2» запланирован на 3 линии по 6,6 миллионов. Непонятно, насколько российская линия масштабируется. Если нет, то придется ставить вместо двух 6 установок. Как решить эту проблему, неясно.
После введения американских санкций ясно, что ни запчасти к действующей линии, ни ремонт, ни тем более новое оборудование приобрести будет невозможно.
Логика американцев простая. Сами санкции запрещают американским компаниям иметь дело с подсанкционными контрагентами. НОВАТЭК продает СПГ в основном в Европе. Формально США не может запретить европейцам не покупать новатековский СПГ. Но санкции — открытый сигнал для тех стран, которые хотят получать топливо из России. Это, в первую очередь, касается Испании и Греции. Минфин США дополнительно выпустил лицензию о том, что рвать все связи с «Арктик-2» не нужно, покупатели могут подумать и принять правильное решение до 1 января 2025 года. На раздумье европейцем отвели год.
Марсель Салихов считает, что главная проблема «НОВАТЭК» все-таки не запрет на продажу, а отсутствие технологий на производство СПГ:
— И сейчас НОВОТЕК поставляет в Европу, санкций по газу не было. Пожалуйста, можно поставлять. Есть санкции отдельных стран, но базово их нет. Поэтому поставлять можно, Ямальский завод поставляет в Европу сейчас. Возможно, в будущем ЕС введёт санкции против российского СПГ, но это не произойдёт в ближайшее время. Можно продавать в Азию. Ямальский завод отгружает и в Китай, и на другие азиатские рынки. В первую очередь, стоит вопрос технологий и строительства заводов, а не то, что продавать некому.
И все же — новые санкции усилят давление на европейских покупателей и будут вынуждать их отказываться от российского СПГ. Катар хоть и заключил соглашения на 27 лет с тремя европейскими странами, но из Китая не ушел. Если российский СПГ будет вынужден совершить «поворот на Восток», как это произошло с нефтянкой, условия продажи в Китае и на других азиатских рынках ему придется выторговывать заново.
Очевидно, что компенсировать потери европейского рынка если и удастся, то только в очень дальней перспективе. На вопрос, может ли продажа сжиженного газа компенсировать потерю европейского рынка и объёмы продаж трубопроводного газа, Марсель Салихов дает прямой ответ:
-Скорее, нет. Это перспектива очень длинная. Сейчас за счёт потери поставок в Европу, потеряно где-то 100 млрд кубометров. Заместить такие объёмы — это должно быть три завода масштаба «Ямал СПГ», а сейчас непонятно, что будет с «Арктик-2.»
Оптимистичный прогноз, который дает эксперт — 10-15 лет. Так что программу Минэнерго придется подправлять.