Posted 18 сентября 2023, 14:15
Published 18 сентября 2023, 14:15
Modified 18 сентября 2023, 14:17
Updated 18 сентября 2023, 14:17
Представители стран Евросоюза в сентябре начали проводить встречи, на которых будут обсуждать, как именно изымать в пользу бюджета ЕС замороженные средства ЦБ РФ на общую сумму в 200 млрд евро.
Просто взять и изъять пока не позволяет нормативная база, поэтому планируется обложить эти средства налогом. По оценке Bloomberg, замороженные активы могут пополнить бюджет ЕС на 3 млрд евро. Не одномоментно, сначала надо дождаться погашения ценных бумаг, которые составляют примерно половину замороженных активов. На это потребуется несколько лет.
Игра стоит свеч, ведь 3 млрд евро — это почти 308,5 млрд рублей. Это больше, чем, например, Минфин РФ планирует собрать с крупного бизнеса в виде налога на сверхприбыль. Но пока процесс тормозится жадностью отдельных стран: прибалтийские страны и Польша настаивают на изъятии абсолютно всех замороженных активов ЦБ. Это препятствует вводу налога, поскольку по правилам Евросоюза решение должно быть принято единогласно.
В России же остается замороженной прибыль компаний из недружественных стран: её невозможно вывести в виде дивидендов. The Financial Times со ссылкой на калькуляцию Киевской школы экономики сообщает, что западные компании не могут вывести прибыль на 18 млрд долларов. «НИ» сравнили эту прибыль с чистой прибылью всех компаний России без учёта сектора МСП за прошлый год: по оценке Росстата крупные предприятия в 2022 году заработали 25,925 трлн рублей. При среднем курсе доллара в 68,49 рублей (сейчас о таком можно только мечтать) это 378,5 млрд долларов. То есть компании из недружественных стран сгенерировали почти 5% от совокупной прибыли компаний.
В разрезе компаний в прошлом году больше всего заработали «Райффайзен Банк» (2 млрд долларов), производитель сигарет Philip Morris (775 млн долларов) и пищевой гигант PepsiCo (718 млн долларов). В разрезе по странам безоговорочный лидер — США. Американские компании заработали 4,9 млрд долларов. Далее следуют немецкие компании с прибылью 2,4 млрд долларов и австрийские (1,9 млрд долларов).
Но заморозка прибыли в России приносит выгоду в первую очередь не государственным бюджетам, а миллиардерам из России: невозможность получить прибыль делает их присутствие в России бессмысленным, но сейчас действует условие, по которому компании из недружественных стран могут продавать свои активы только с большой скидкой. Бюджету от этой заморозки ни горячо и не холодно, а вот потенциальные покупатели могут совершить очень выгодную сделку.
Правительство премьера Индии Нарендры Моди старается дружить и с США, и с Европой, и с Россией. В таких условиях на первый взгляд проблем быть не должно. Но из-за санкционных ограничений стали подвисать в России дивиденды индийских компаний, участвующих в совместных с Россией нефтяных проектах. Ещё в апреле 2023 года индийские компании жаловались на то, что не могут получить дивиденды на 400 млн долларов из-за санкций ЕС и США. И эта проблема до сих пор не решена. На прошлой неделе индийская государственная нефтяная компания Oil India Limited, которая входит в состав консорциума индийских компаний, владеющих долей 49% в проекте «Роснефти» — «Ванкорнефть», заявила, что не может получить дивиденды на 150 млн долларов. Они застряли в «Коммерческом Индо банке», который находится в России, но принадлежит «Государственному банку Индии».
Вместе с этим нет полной ясности по средствам российских экспортёров, которые застряли в Индии из-за ограниченной конвертации рупий. Bloomberg ещё в июне сообщал, что каждый месяц российские экспортёры (нефтяные компании в первую очередь) накапливают в рупиях до 1 млрд долларов без возможности вывода в Россию. Предположительно, к началу лета так накопилось порядка 10 млрд долларов.
Сейчас глава ВТБ Андрей Костин опровергает наличие такой проблемы: по его словам и ВТБ, и «Сбер», и некоторые другие банки научились конвертировать рупии в рубли через посредников в Индии и ОАЭ. Конечно, посредники берут комиссию, но это лучше, чем сидеть без денег вообще. Поэтому экспортёры пользуются такой услугой и выводят средства — остатки в Индии небольшие.
Однако эти заявления не подтверждаются словами министра иностранных дел Сергея Лаврова, который в начале сентября проводил переговоры в Индии.
— В нынешней ситуации накопилось очень много миллиардов рупий, которые пока не находят своего применения, и наши индийские друзья заверили, что предложат перспективные области, куда их можно инвестировать.
То есть МИД признаёт, что вывести рупии из Индии напрямую невозможно, и чтобы они не лежали мёртвым грузом, остаётся только инвестировать в экономику Индии.
Так или иначе у России и Индии есть шансы урегулировать взаимные претензии с помощью инвестиций или бартера. Отношения России и Запада куда сложнее. И складываются они не в пользу России: средства ЦБ РФ перейдут в бюджет ЕС частично или полностью, а у нас выгоду получают только олигархи.