Posted 27 июля 2023, 07:47

Published 27 июля 2023, 07:47

Modified 27 июля 2023, 08:28

Updated 27 июля 2023, 08:28

Алексей Белогорьев: «Россия лет десять будет восстанавливать объемы экспорта газа»

27 июля 2023, 07:47
Европа, оставшись без «Северных потоков», теперь активно закупает российский сжиженный природный газ (СПГ). Но в 2023 году все изменится.

Екатерина Максимова

Почему для России высок риск потери европейского рынка СПГ, сможет ли страна в перспективе побороться за экспорт в «дружественные» страны — в интервью с директором по исследованиям Института энергетики и финансов Алексеем Белогорьевым.

-Пока «Газпром» стремительно теряет европейский рынок, компания «Новатэк» Леонида Михельсона (№4 в списке Forbes) наращивает производство сжиженного природного газа (СПГ) и уже близка к тому, чтобы обогнать «Газпром» по поставкам газа в Европу. О чем свидетельствуют недавние расчеты Reuters. Россия остается для европейцев важным поставщиком газа?

-По итогам 2022 года Россия сохранила четвертое место в мире по объему экспорта СПГ, уступая, хотя и с большим отрывом, только своим уже традиционным конкурентам — Катару, Австралии и США.

Доля России в международной торговле, по данным GIIGNL, составила 8,24% или 32,1 млн т в год. В прошлом году Россия увеличила экспорт, по тем же данным, на 8,3% или 2,5 млн т.

-В прошлом году страны Евросоюза импортировали 15 млн т СПГ из России — это шестая часть от общих потребностей Европы. Сколько российского СПГ получат европейцы в текущем году?

-К сожалению, в 2023 году этот успех повторить не удастся: в первом полугодии товарное производство и экспорт СПГ в России заметно просели. По данным Refinitiv Eikon, морские отгрузки российского СПГ в январе–июне уже сократились на 12% к первому полугодию 2022 года. Это означает снижение годового экспорта примерно на 2 млн т. И второе полугодие ожидается немногим лучше.

-Причины технические или политические?

-Проблема — в длительных простоях в разные периоды года технологических линий на двух основных российских заводах «Ямал-СПГ» и «Сахалин 2» из-за необходимости их технического обслуживания, включая капитальный ремонт.

Отчасти это связано с тем, что в минувшем году заводы работали практически без остановок, максимизируя производство.

С другой стороны, сказываются последствия санкций, сделавших технологическое обслуживание заводов более сложным и длительным.

— «Отлучение» России от иностранных технологий не мешает тому же «Новатэку» заявлять о запуске крупнотоннажного завода «Арктик СПГ-2», который, возможно, заработает уже к концу года.

-Перспективы российского экспорта СПГ в ближайшие годы зависят, в основном, от двух факторов: сроков запуска нового завода «Арктик СПГ 2» и вероятного введения эмбарго со стороны ЕС.

Да, «Новатэк» сохраняет относительный оптимизм, уверяя, что готов к запуску первой очереди «Арктик СПГ 2» уже зимой 2023/2024 годов. Но следующие две очереди выйдут предположительно с заметной задержкой.

Непонятны и сроки строительства крупного завода «Газпрома» «Балтийский СПГ».

Все остальные обсуждаемые проекты, включая недавно объявленный «НОВАТЭКом» «Мурманский СПГ», могут вступить в строй только к концу десятилетия или даже в следующем.

Помимо серьезных вызовов в части вынужденного импортозамещения, большие проблемы для ввода новых крупно- и среднетоннажных мощностей сжижения в России создает высокий риск потери европейского рынка СПГ.

-Евросоюз наш СПГ активно закупает, но с марта, ссылаясь на геополитику, грозит сделать все, чтобы закрыть российским экспортерам «вход» в Европу. Речь идет об ограничениях без введения новых санкций. Ваш прогноз: откажется ЕС от нашего СПГ? И куда тогда Россия может перенаправить экспорт?

-По совокупности причин введение эмбарго на российский СПГ на уровне всего ЕС всё еще маловероятно в ближайшие два года, но выглядит почти неотвратимым в перспективе 2026–2027 годов.

А экономика большинства российских СПГ-заводов (кроме, естественно, «Сахалин-2») до сих пор ориентирована на преимущественные поставки на европейский рынок. Причина этого вполне понятна: относительная близость данного рынка сбыта, а соответственно и короткое транспортное плечо по сравнению с поставками в любые другие регионы.

На путь от завода «Криогаз-Высоцк» в Ленинградской области до бельгийского порта Зебрюгге газовоз затрачивает, в среднем, всего пять суток. От полуострова Ямал до Зебрюгге газовозам нужно, в среднем, круглогодично около 9-13 суток. Для сравнения от ямальской Сабетты до китайских портов в летний период аналогичный путь занимает обычно не меньше 20 суток, а в зимний — порядка 40. Единичные летние рейсы в Индию длятся около 30 суток.

В результате, в случае перенаправления поставок из Европы на любые альтернативные рынки (которые еще предстоит найти) время доставки увеличится в два-три раза, а в зимний период при движении в восточном направлении по Северному морскому пути, возможно, даже до четырех-пяти раз.

Помимо дополнительных издержек, это означает резкое увеличение потребности в танкерном флоте, которую сложно удовлетворить в условиях западных санкций.

Много вопросов связано и с долгосрочной стратегией по ускоренному расширению экспорта СПГ. С одной стороны, это позволит восстановить общий объем экспорта российского газа до уровня 2021 года, хотя и только лет через десять.

-Проще говоря, на ближайшие лет десять перспективы экспорта российского газа, включая и СПГ, и трубопроводные поставки, выглядят плачевно? Строительство второго газопровода в Китай, если такое решение и будет принято, тоже займет 10-15 лет.

-Экономическая отдача от экспорта СПГ, особенно для государства, останется, по большинству оценок, заметно ниже трубопроводных поставок газа в Европу. А спрос на дополнительные объемы российского СПГ в «дружественных» странах после 2027–2028 годов никак не назовешь гарантированным: за его рынки сбыта еще придется серьезно побороться.

Подпишитесь