Posted 23 октября 2023, 18:10
Published 23 октября 2023, 18:10
Modified 23 октября 2023, 19:21
Updated 23 октября 2023, 19:21
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Итальянская энергетическая компания Eni объявила о подписании контракта на поставку СПГ с QatarEnergy. С 2026 года совместное предприятие будет поставлять в Италию 1 миллион тонн сжиженного природного газа в год. Контракт будет действовать 27 лет. Для Газпрома это означает одно: и в долгосрочной перспективе европейский рынок для российского гиганта останется закрытым.
Помимо Италии, Катар договорился с французской Total и британской Shell на такой же длительный срок. Shell будет закупать для Нидерландов 3,5 миллиона тонн СПГ в год, столько же поступит во Францию от СП TotalEgergy. Еще 2 миллиона тонн у королевства будет закупать Германия через американскую ConocoPhilips.
Соглашения подтверждают «приверженность Катара оказанию помощи в удовлетворении энергетических потребностей Европы и укреплении энергетической безопасности Европы с помощью источника, известного своими превосходными экономическими и экологическими качествами», заявил в заявлении Саад аль-Кааби, глава QatarEnergy.
Исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов говорит, что сделки с американскими производителями сжиженного газа отличаются от поставок из Катара. Если Катар, как и раньше Россия, поставляет свой газ сам, то на американский рынок устроен по-другому:
-Сказать, что Америка побеждена… Америка и американские компании — это не ключевые поставщики сжиженного газа в Европу. А ключевые поставщики — это европейские компании, которые, в том числе, в Америке этот газ покупают. Больше то им и негде. Другие страны работают по другим принципам. Катар сам доводит свой газ, Россия — тоже. Только в Америке такая история, что одни добывают, вторые сжижают, а третьи, которые вообще не являются резидентами Америки, забирают и куда-то продают, в любые точки мира.
В 2030-х годах ЕС будет получать 27 миллионов тонн СПГ, из которых 9 миллионов поступят из Катара.
Агентство Bloomberg указывает на то, что новые контракты с королевством Катар не без подвоха. Дело в том, что Катар настаивал на очень длительных соглашениях. У Европы была своя стратегия — в 2050 году вся энергетика должна была бы стать без углеводородов. Теперь же катарский газ будет поставляться до 2055 года. Пока никаких сигналов от Европейской комиссии не поступало.
Однако сейчас можно сказать, что «волноваться» по поводу цен на газ Европе осталось всего два года. Да, климатические цели будут не выполнены, однако энергетическая стабильность гарантирована.
В отличие от Газпрома, который вынужденно складывает яйца в одну корзину, у Катара такой проблемы нет. Катарцы подписали с Китаем 2 контракта на поставку 4 миллионов тонн СПГ каждый — с Sinopec в ноябре прошлого года и с CNPC в июне.
Похоже, что Катар легко может обслуживать сразу два рынка — и Европу, и Китай. К 2026 году он увеличил производство объемов СПГ с 77 миллионов тонн до 126 миллионов тонн.
Поэтому Газпрому приходится достаточно трудно в Порднебесной. Несмотря на то, что трубопроводный газ значительно дешевле сжиженного, большого желания строить «Силу Сибири-2» китайцы на последнем форуме в Пекине не выразили.
Глава Газпрома Алексей Миллер оптимизма не теряет, хотя только за первую половину 2023 года чистая прибыль госкомпании сократилась в 8,5 раза.
Добыча газа в России также упала, но это и понятно, говорит Артем Тузов:
— Разумеется, если газ не покупают, его и не добывают. Но это касается газа, который шёл на экспорт. Добыча для внутренних нужд не упала, она даже растёт, потому что у нас растёт потребление.
После разочарования в Пекине Газпром просто вынужден сосредоточиться на газификации страны — иного пути у него просто нет. С поднятием цен на газ в будущем году на 8% госмонополия не восполнит потерь на экспортном направлении. Но это и слава богу, говорит эксперт:
-Если один в один компенсировать, у нас должны быть один в один цены как в Европе. В таком случае мы все повесимся от таких цен. Это наше конкурентное преимущество страновое, что у нас энергия дешевле, чем в других странах. И, обратите внимание, сейчас эксперимент идёт по нефтепродуктам. Налоговая политика заставляет внутренние цены приближаться к внешним. И этот эксперимент, судя по СМИ, вызывает вопросы об эффективности даже у правительства. Налогов больше, но пострадавших внутри России тоже слишком много. Пока у нас газ торгуется дешевле.
Однако относительно низкие цены на внутреннем рынке не решат проблему Газпрома с выпадающими доходами. Если Китай не передумает, то гнать на экспорт газ монополии будет некуда. И даже если он передумает, то строительство второй трубы на восток займет не меньше 10 лет. Поэтому повышения цен внутри стране не избежать.