Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Вводя запрет на экспорт бензина и солярки, власти страны убеждали население и президента, что эффект от этих мер будет скорый. Быстро снизились цены только на оптовом рынке, однако для многих потребителей снижение так и не доходит. Хаос с топливом в стране продолжается. На Дальнем Востоке цены, в лучшем случае, остаются на месте, сообщает телеграм-канал ПримаМедиа.Бизнес. Никакого движения вниз здесь не наблюдается, цена за литр Аи-95 ниже отметки в 60 рублей не опускается.
Правительство называло запреты на экспорт бессрочными. В Госдуме глава комитета по энергетике Павел Завальный давал кабинету максимум месяц и предрекал, что все вернется на круги своя. Прошли две недели, и решимость правительства железной рукой поправить ситуацию начала, видимо, таять, сообщает «Коммерсант». Топлива внутри страны должно стать сильно больше, и где оно?
По всей видимости, запрет на экспорт нефтепродуктов стал для НПЗ и экспортеров таким же неожиданным, как и для всего населения. В результате хранилища быстро переполнились. Артем Тузов говорит:
— НПЗ соблюдали запрет, поэтому переполнились хранилища. Суть проблемы в чём: в отличие от бензина, 50% дизеля поставлялся на экспорт. Как только запрет экспорта получается, нефтехранилища внутри России не рассчитаны на такие объёмы дизеля. Надо, чтобы их было вдвое больше, чтобы накапливать дизель, не продавая на экспорт, что невозможно сделать в секунду. С бензином ситуация получше, но, тем не менее, там тоже определённое переполнение есть.
Видимо, забыли не только сообщить НПЗ, но и узнать в РЖД — а есть ли вагоны, которые должны перегнать солярку на АЗС внутри страны? Начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что большинство НПЗ на Урале и в южных регионах, откуда поступало топливо на внутренний рынок, прекрасно работают, а проблема с доставкой и логистикой не решена по-прежнему:
— Львиная доля продукции является продукцией двойного назначения. Идёт СВО, часть продукции должна поставляться по железной дороге в первоочередном порядке. Понятно, что эти дороги идут через южные регионы, понятно, что для железных дорог это очень непростая ситуация. Есть приоритетная логистика продукции, а после этого должна осуществляться логистика нефтепродуктов для гражданских целей. Физически железные дороги не могут быстро эту функцию выполнить. Когда немножко были расшиты эти технологические железнодорожные окна и стало возможно частично составы с нефтепродуктами с Урала и Поволжья пускать в Южные регионы, смысл в запрете экспорта прекратился. Его и изначально не было.
Эксперты говорят, что цена на топливо внутри страны не зависит от того, много или мало отправили на экспорт, Дело совсем в другом. Чтобы сгладить разницу цены на внутреннем и внешнем рынке, был введен нефтяной демпфер. А его правительство на октябрь отменило вообще, а на следующий период оставило только половину. Артем Тузов так объясняет ценообразование:
— После внедрения налогового манёвра цена нефти и нефтепродуктов внутри России для внутреннего рынка стала практически нулевой. Нефтепродукты все продавались себестоимость + небольшая маржа + инфляция. Это было сделано за счёт налогового демпфера, то есть, продавая бензин за рубеж, его продавала в два раза дороже, чем в России, выплачивали налоги, а потом с помощью демпфера возвращалась компенсация недополученной прибыли нефтяникам. И результатом этого стало, что недавно было объявлено, что нефтяной демпфер снизится на 50% от текущего значения. Недополученная прибыль будет компенсироваться только частично.
Вместо бюджета недополученную прибыль нефтяным компаниям компенсирует внутренние потребители. И где здесь забота о населении?
Биржевые эксперты говорят, что устойчивый рубль и дешевый бензин плохо сочетаются между собой. Если бензин и солярка продаются внутри страны, экспортной выручки становится меньше. Это ведет к удорожанию доллара. Поднимать ставку рефинансирования до бесконечности нельзя, поскольку она начинает тормозить экономику. Остается один путь — отказываться от запрета или смириться с долларом за 110 рублей. Уже сейчас экспортеры продают 80% выручки, пишет аналитик УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
«Последняя серия ослаблений рубля имеет четкую причину — запрет экспорта нефтепродуктов для снижения внутренних цен. Это снижает экспортную выручку нефтяников на треть и тем более снижает предложение валюты. Так что, либо запрет отменят, либо будут дальше ограничивать движение капитала».
Если ничего не делать, в ближайшее время можно увидеть курс 110 рублей за доллар, говорит аналитик Суверов.
Если запрет на экспорт будут снимать, в тех регионах, где НПЗ находится поблизости, цена сильно не изменится, считает Олег Абелев. Там стоимость логистики не входит в цену за литр. Однако там, куда топливо нужно возить, цена поднимется.
В одном эксперты единодушны — запретом проблема не решится. Артем Тузов говорит:
— Запретом на экспорт ситуация не решается. Она решается постепенным увеличением экспортных пошлин, чтобы было выгодно продавать внутри России.
Пока Минэнерго занимается тем, что ищет виноватых. Как сообщали «НИ», временно назначили нефтетрейдеров. Но ситуация не улучшается. Кто следующий?