Posted 27 сентября, 14:42

Published 27 сентября, 14:42

Modified 27 сентября, 14:44

Updated 27 сентября, 14:44

В Крыму автомобилисты объявили бойкот сети АЗС из-за высоких цен на топливо

Плата за жадность: в Крыму автолюбители бойкотируют сеть заправок АТАН

27 сентября 2023, 14:42
Фото: ВКонтакте
В Крыму автомобилисты объявили бойкот сети АЗС из-за высоких цен на топливо
Несмотря на все усилия правительства снизить цены на топливо внутри страны, бензин и солярка остаются дорогими. В Карелии жители грозят не участвовать в выборах. В Крыму автолюбителям это надоело — и они объявили бойкот сети АЗС АТАН, близкой к властям Крыма.

Елена Петрова

В Крыму автолюбители выбрали самую дорогую сеть автозаправок. Ею стали АЗС АТАН. Владельцев машин настолько достала жадность владельцев, что они рискуют остановиться на дороге, только не приносить еще больше денег хозяевам автозаправочного бизнеса.

«Привет, вчера на пустом баке ехал полчаса. Проехал три АТАНа и не заправился из принципа. Пришлось заправиться на „Тэсе“. Ругаться не стал, жена с ребенком в машине)»

Такие фотографии стали очень популярны в ВКонтакте. Люди показывают пальцами, рисуют недовольных, делают фотки. Возмущаться есть от чего: дизель — по 78 рублей за литр, бензин Аи95 — 64 рубля.

Солидарность среди водителей очень большая. Крымчанин, который сейчас по делам в Ростове, запостил фотографию с ценами: дизель — 61 рубль за литр, Аи-95 — 57 рублей.
Степан Прилепа в ответ пишет: «У них и качество лучше, и 95-й стоит дешевле нашего 92-го.»

«Продолжайте бороться, я уверен что вы добьетесь своего. Вместе вы сможете все и не только цены понизить. Ростов с вами» —, пишет подписчик.

Активисты так обозначают свою позицию:

«С каждым днём бойкот охватывает все больше и больше территорий Крыма. Нам уже присылают фото и истории про игнорирование АЗС Atan со всех уголков полуострова. В Крымских пабликах все чаще можно увидеть упоминания о данном бойкоте, это одна из наших целей — привлечение внимания к данной проблеме.»

ООО «Кедр», которое владеет сетью АЗС «АТАН» в Крыму, считается крупнейшим налогоплательщиком в регионе. Ее выручка за прошлый год составила более 22 миллиардов рублей. 51% компании принадлежит Иванне Александровне Тихомировой, 49% — гендиректору Александру Терещенко. На своем сайте компания с гордостью сообщает, что за 28 лет она сумела стать одним из самых крупных бизнесов на полуострове. Близость к крымским властям тоже присутствует — Иванна Тихомирова — жена заместителя председателя Счетной палаты Крыма Алексея Тихомирова. На 25-летие компании в гости приходил и Председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов, и другие высокопоставленные чиновники. Однако социальная ответственность в Крыму не имеет значения, если речь заходит о деньгах.

К слову, бойкот — сугубо народная инициатива. Даже решение о том, какую автозаправочную сеть наказать, принимали голосованием. Большинством голосов выбрали АТАН — так что все прошло очень демократично.

Что делать с ценами на топливо

Хотя правительство скоропалительно решило не «рубить собаке хвост по кусочкам», то есть, не вводить добровольно-принудительное самоограничение экспорта со стороны нефтяных компаний, а ввести запрет на весь экспорт на нефтепродукты, назвав его бессрочным, эксперты говорят, что так просто проблему не решишь. Сейчас чиновники оказались между молотом и наковальней. Внутренний рынок не может восполнить потери экспорта, потому что там ждут удешевления топлива, а владельцы НПЗ должны наращивать продажи и уже грозят закрытием — на такой цене перегонять нефть невыгодно.

А еще есть и бюджет, который нужно заполнять.

«Я надеюсь, что к концу года, а еще лучше в ноябре, решения по запрету экспорта нефтепродуктов должны быть скорректированы. В 2024 г нефтяные доходы запланированы в объеме более 11,5 тлн рублей. Если мы хотим в 2024 году собрать эти средства, мучить его дополнительными административными издержками опасно», — считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Константин Симонов.

Виноваты, по его мнению, европейцы, которые ввинтили цены на дизтопливо, так что разница за тонну между экспортной и внутренний ценой составляет 20 тысяч рублей. При такой марже экспортеры будут естественно налаживать продажу заграницу.

Выходов из этой ситуации только два, говорит директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин: либо цены внутри страны и вне ее должны сравняться, либо нужно выбрать два-три продавца на экспорт и дать им возможность зарабатывать валюту для себя и страны. Во втором случае, инвестиции в нефтепереработку упадут, и НПЗ станут для всех убыточным бизнесом.

Ну, а в первом случае цены на бензин будут как в Европе. А это политически невозможно

«Чудес не бывает. Если мы живем в рыночных отношениях, то у нас должны быть равнодоходные поставки нефтепродуктов на внешний и внутренний рынки. Если нужны дешевые цены на внутреннем рынке, должен быть возврат нефтяным компаниям из бюджета на объем равнодоходности.», — считает эксперт.

Укрепится рубль — станут меньше цены внутри страны?

Эксперты говорят, что проблемы роста цен на бензин и солярку начались с обвальным падением рубля и ростом спроса на нефтепродукты в мире. Усугубило ситуацию решение о сокращении вдвое демпферных выплат. Добавьте к этим рукотворным и нерукотворным проблемам уборочную в Северном полушарии — и получится «идеальный шторм».

Высокие внутренние цены будут разгонять инфляцию, помимо экономических проблем, в выборный год могут возникнуть и политические риски. Уже сейчас в Карелии после того, как цена на солярку поднялась до 87 рублей за литр, жителей призывали к бойкоту выборов. Пока речь шла о выборах главы Пяозерского городского поселения.

А если такое будет в 2024 году?

Минэкономразвития дает благоприятный прогноз, что рубль к середине следующего года укрепиться до 86-87 рублей за доллар. А вот с внешних рынков хороших новостей нет. Участники рынка уверены, что 100 долларов за баррель сырой нефти — это не фантазия и не страшилка, а реальность. Это значит, что продукты нефтепереработки будут стоить еще дороже. Ни о каком паритете цен на внутреннем и внешнем рынке можно даже и не мечтать.