Posted 23 сентября 2023, 11:52
Published 23 сентября 2023, 11:52
Modified 23 сентября 2023, 14:00
Updated 23 сентября 2023, 14:00
«Удержать низкие цены на бензин в России невозможно. Сделать это не поможет и введенный правительством РФ запрет на экспорт топлива», — это говорят не журналисты или комментаторы телеграм-каналов. С таким заявлением выступил глава комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.
Только слепой не заметил бы, как уже выросли цены на бензин с начала года. Если в 2022 году и бензин, и солярка росли ниже инфляции, но с начала 2023 года тренд на все топливо был только один — наверх.
После введения запрета на экспорт нефтепродуктов биржевые цены на бензин и дизтопливо пошли вниз. По бензину котировки упали на 10-11%, а по дизелю — на 14,5%. За неделю бензин Аи-95 подешевел на 21,7%, а на Аи-92 — на 19,8%.
Но те, кто радуется дешевому бензину на заправках, сильно ошибаются. Владельцы АЗС последние недели только теряли деньги. Сначала они компенсируют все свои потери. НПЗ тоже не станут работать себе в убыток. Упущенная выгода от потери экспорта непременно будет покрыта на счет внутренних поставок.
Поэтому розница дешевых нефтепродуктов не получит. Цены на заправках будут скакать без всякой логики, потому что они зависят от фантазии владельцев НПЗ и АЗС и от того, во сколько они оценят свои убытки. Вчера читатели «НИ» сообщали, что на одной АЗС в Москве дизель стоил 72 рубля за литр, а сегодня в интернете пишут, что та же солярка на другой заправке продавалась за 62 рубля за тот же литр. И что же, владельцам автомобилей в столице теперь по всей Москве кататься и выискивать топливо подешевле?
Минэнерго утверждает, что запрет на экспорт бессрочный. В Думе говорят, что через месяц НПЗ встанут, и тогда правительству придется торговать на экспорт — бюджет теперь уж точно не резиновый.
«Невозможно субсидировать внутренний рынок за счет экспорта при нынешних параметрах демпфера и таможенных пошлин — экономика станет отрицательной. Мы должны найти золотую середину, чтобы за счет экспорта субсидировать внутренний рынок, предлагая нашим потребителям наиболее низкие цены, но при этом сохранить рыночное ценообразование», — уговаривает кабинет тэковский лоббист в Думе.
Доходная часть формируется на 40% из нефтянки. Если раньше стояла задача профинансировать все социальные расходы, то теперь к ним по новому проекту добавилась оборонка. Затраты на нее даже превысили социалку. Как будет правительство выходить из этого положения, непонятно. Давление на него растет со всех сторон. С одной стороны, нужно убирать урожай, а по цене 100 рублей за литр солярки крестьянам легче сократить посевные площади. С другой стороны, нефтяники должны зарабатывать валюту, как бы она не называлась.
Бензиновые страсти — это не единственная головная боль российского бюджета. С потерей европейского рынка финансовая ситуация в Газпроме очень тревожная. Еще никогда газовый гигант не продавал голубого топлива так мало. Падение после отказа Европы от трубопроводного газа и подрыва «Северного потока» было в прошлом году самым большим с середины 1970-х годов. Но если в прошлом году Газпром поставил 100 млрд кубометров, то за первую половину этот объем составил всего 12,1 миллиарда кубов.
Убыток второго полугодия прошлого года достиг 1,3 триллиона рублей в 2022 году. В первой половине этого года прибыль была, но она ни в какое сравнение не идет даже с первой половиной прошлого года. 296 миллиардов рублей заработал Газпром, что в 5 раз меньше за период, когда европейские страны еще потребляли российский газ.
В результате денег на счетах компании уменьшилось в три раза. Если денежная подушка Газпрома до 2022 года составляла 2 триллиона рублей, то теперь осталось только 700 миллиардов.
Выход один — повышать тарифы.
Минэкономразвития опубликовал прогноз на 2024 год, который явно не обрадует россиян.
С июля 2024 года газ для населения подорожает на 11,2%, а через год цены вырастут еще на 8,2%. Таким образом, тарифы на газ вырастут на 20%, а с начала СВО- на 34%.
Такого стремительного роста на газ в России в последние годы еще не было. В 2015 и 2016 годах тарифы поднимали по 7,5%. Затем индексация проводилась каждый год, но не так сильно: в 2017 году цена на газ выросла на 3,9%, в 2018- на 3,4%. В 2019 году рост был и вовсе незначительным, всего на 1,4%, а в 2020 и 2021 годах газ подорожал на 3% в год, что все равно было ниже инфляции.
Хватит ли денег на то, чтобы залатать прорехи в газпромовской бюджете, неясно. Газовый гигант старается найти новые рынки сбыта, которые могли бы компенсировать потери, однако Газпром никто особенно не ждет. Китай не собирается тянуть еще газовую трубу даже за российские деньги. В Средней Азии началось волнение — Туркменистан и Казахстан сами продают в Поднебесную, и России в этом раскладе места нет.
Остается одно — повышать цены на внутреннем рынке. Помогут Газпрому только российские граждане — из собственного кармана.