Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Несмотря на все усилия правительства снизить цену на топливо внутри страны, цены на заправках падать не хотят. Вроде бы и оптовые цены снизились на 15-20%, и ФАС начала показательные проверки АЗС, а розница на эти меры если и реагирует, то очень слабо. Пришло время назвать виноватых, чтобы вся страна узнала, из-за кого 92-й бензин дороже 50 рублей, а цена на солярку скачет каждый день от 60 до 70 рублей за литр. «Рассматриваются запретительные меры на поставки продукции на экспорт для тех, кто не является производителем нефтепродуктов. То есть так называемые, спекулянты, перекупщики. И это тоже немаловажный факт, потому что на сегодня очень выгодно покупать на бирже и перепродавать, зарабатывая на этом и не поставляя товар на внутренний рынок», — рассказал заместитель председателя правительства Новак в эфире программы «Москва. Кремль. Путин».
Российский Топливный союз давно точит зуб на трейдеров. В апреле 2023 года эта ассоциация обратилась с письмом к президенту Путину унять перепродавцов, сообщил «НИ» президент Топливного союза Евгений Аркуша. Однако от более подробного комментария он отказался.
Пикантность ситуации в том, что экспорт, который теперь чиновники любят называть «серым», вполне легальный. Юридически трейдерам торговать на экспорт не запрещено. И уж тем более это никак не связано с тем, производят ли они продукцию или нет.
На кого направлен гнев властей? Речь идет о торговых домах, которые не входят в структуру вертикально интегрированных компаний, или ВИНКов. Правительство решило опереться на нефтяные гиганты, которые сами добывают, перерабатывают, поставляют нефть и нефтепродукты потребителям и, в том числе, на экспорт. Однако никакой ясности в этих общих словах нет, говорит директор Центра исследований в нефтегазовой сфере Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин:
— Вопрос: какие категории подпадут, кого они будут считать той компанией, которой запрещено? Здесь могут быть дочерние компании ВИНКов, компании могут попадать или не попадать. Это могут быть какие-то компании, которые осуществляют поставки по договорам с ВИНКом, просто выполняют это как услугу. Тут могут быть разные схемы. И что туда попадет, от этого будет зависеть, кто пострадает или не пострадает, на это будет влиять? Пока это общие слова, детали непонятны.
Если правительство начнет запрещать всех без разбора, вполне могут пострадать и сами нефтяные гиганты, на которые было решено опереться. Но и без более мелких трейдеров ситуация на рынке лучше не станет.
Топливный кризис разразился в стране не потому, что «спекулянты и перекупщики» стали слишком жадные, а потому, что внутренний рынок оторвали по доходности от экспорта, говорят эксперты. Это произошло из-за урезания демпферов. В результате внутренний рынок стал для продавцов нефтепродуктов непривлекательным по ценам. Если заработать на внешнем рынке можно намного больше, чем на внутреннем, и трейдеры, и сами нефтяные компании начали отправлять все больше продукции на экспорт. В этом и есть смысл бизнеса — заработать как можно больше.
— Были созданы такие рыночные условия, что все с рынка побежали. Демпферы убрали, которые должны были покрывать разницу в доходности. Когда равнодоходности нет, то можно это топливо за рубежом на 20 тысяч можно продать дороже, чем внутри России, по ним любая компания, которая стремится к максимизации прибыли, а к этому должны стремиться все компании, направляется туда, — говорит Вячеслав Кулагин.
В таком развитии событий виноваты не участники рынка, а регулятор. Были приняты меры, которые предсказуемо привели к росту цен. Однако в этом и логика чиновников — искать виновных не у себя, а на стороне.
Эксперты считают, что все дело в модели рынка. Если она выстроена неправильно, и доходность на внешних рынках в разы превышает доходность внутри страны, работать такая модель не будет. Можно сейчас взять и покарать трейдеров, говорят эксперты, а что делать с теми самыми ВИНКами? Одни из них больше ориентированы на внутренний рынок, другие, наоборот, на внешний. Если ничего не менять, то те, кто работают на потребителей внутри страны, обязательно понесут убытки. Уже принятые ограничения направлены против лучшей продукции — бензина и дизтоплива. Те, кто построил современные НПЗ в расчёте заработать, будут терять деньги. Однако наказывать больших большого смысла нет, поэтому решили сделать как всегда.
— Вопрос в том, что крупные компании проще контролировать, и с ними проще договариваться. Там понятно, кого можно вызвать. А когда много маленьких, их уже отследить и обязать сложно. Именно поэтому в данном случае решили на них сыграть, — уверен Вячеслав Кулагин.
Так, как она есть, оставлять ситуацию нельзя, согласны все участники рынка. Однако если зажать трейдеров, они просто уйдут с рынка. Между тем именно эти нехорошие спекулянты и создают дополнительный спрос и делают рынок более объективным. Если есть трейдеры на бирже, она реальнее и более эффективно отражает цену на товар. Если их убрать, то цену будет назначать не спрос и предложение, а какой-то чиновник в министерстве или в другом регуляторе. Тогда остается надеяться, что этот человек пришел на работу не больным, у него хорошее рабочее настроение, жена и дети радуют, и он правильно посчитал, сколько должна стоить солярка сегодня утром. Вячеслав Кулагин говорит:
— Многие не знают правил биржевой торговли. Этот термин — спекулянт, перепродавщик — с момента распада СССР звучит плохо в наших мозгах. А вот сейчас ФАС активно продвигает, что все должно быть через биржу. Но спекулянты и делают биржу. Те, кто перепродает, на этом зарабатывает, они ищут узкие места, пытаются куда-то перевезти топливо. На этом работают биржевые механизмы. Без спекулянтов биржи нет. Если посмотреть западную биржу, то процент реальных продаж будет меньше 10%. Основное — это эти продажи и эти игроки.
Количество запретительных мер в руководстве экономикой растет, а ведь именно бизнес сделал санкции Запада, введенные после 24 февраля 2022 года, особенно в торговле нефтью и нефтепродуктами, бессмысленными. Уже сейчас сами западные эксперты говорят о том, что санкции не действуют, и их нужно отменять. Вряд ли это получилось бы так успешно, если бы чиновники в ручном режиме руководили переориентацией отрасли, обеспечивающей около 40% российского бюджета. Иногда стоит сделать два шага назад и посмотреть на ситуацию, изменив перспективу.
КСТАТИ
Одна из весомых причин дефицита топлива — резко выросшие перевозки на автомобилях взамен железной дороги, которая не справляется с логистикой из Востока.