Ирина Лебухова
Эксперты отмечают, что хотя ситуация с ценами на топливо пока не перешла критическую отметку, если оно продолжит дорожать, провоцируя поднятие стоимости и других товаров повседневного спроса, это существенно охладит потребительский оптимизм россиян.
Как пишет «НГ», ссылаясь на исследование фонда «Общественного мнение», почти 38% респондентов из около 4,9 тысячи указали, что за последний год цены на топливо для автомобиля (бензин, дизель) увеличились «очень сильно», а 22% полагают, что цены «несколько увеличились». Только 6% респондентов не видят существенных изменений, а 2% и вовсе углядели падение цен. Но в опросе участвовали и респонденты, которые не имеют автомобиля. Из автовладельцев же о значительном взлете цен говорили 56% человек. О том, что цены «несколько увеличились», заявил каждый третий.
Второй опрос ФОМ показал, что 16% из порядка 5,3 тысячи участников исследования не готовы пересесть с личного авто на общественный транспорт в случае дальнейшего повышения цены топлива, ремонта и запчастей, но 13% признались, что не смогут «потянуть» еще плюс 10–20% к этим ценовым позициям. Они вынуждены будут не садиться за руль, пока ситуация не стабилизируется. 17% допустили отказ от использования личного автомобиля при росте расходов на его обслуживание в полтора раза, 10% считают неподъемным рост расходов в два раза, а 5% — в три раза.
Напомним, что цена Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по итогам торгов 19 сентября отступила от максимумов после выхода информации об обсуждаемом увеличении экспортной пошлины на нефтепродукты до 250 долларов за тонну. А вот дизельное топливо продолжило сентябрьскую традицию каждодневных ценовых рекордов.
Социологи сравнивают нынешнюю ситуацию с 2018 годом, когда рост цен на бензин вместе с непопулярной пенсионной реформой ощутимо ухудшил потребительские настроения и экономические ожидания россиян. Тогда 57% граждан отмечали, что топливо слишком резко выросло в цене. Однако большинство аналитиков все же полагают, что до кризиса 2018-го пока не добрались.
Однако проблема дорогого и дефицитного топлива в стране вышла «за пределы заправок» и в зерновых районах вполне себе тянула на критическую. В начале месяца аграрии били тревогу: при отличном урожае убирать поля невозможно по причине небывалого подорожания бензина и солярки. Фермеры даже задумались о сокращении производства на этом фоне. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев предупреждал, что солярки на юге уже нет:
«Мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа».
Он просил запретить экспорт продуктов нефтепереработки, но аграрии указывают на запоздалость такой инициативы. Топливо дорогое, денег на него у крестьян нет. Льготные кредиты не выдаются из-за того, что поднялась ключевая ставка. Остается разве что сеять меньше озимых.
Ранее сообщалось, что биржевые цены на бензин АИ-92 выросли с 33142 рублей за тонну в начале января 2023 года до нынешних 66220 рублей. Повышение цен на бензин связано с его нехваткой: НПЗ год за годом продляют модернизацию и уходят в простой на время ремонта, а экспорт оказывается очень привлекательным из-за дешёвого рубля. Но в рознице бензин подорожал на 7,6%. Аналогичная ситуация и по бензину АИ-95. Дизель на бирже вырос на 42%, в рознице — на 3,9%.