Posted 8 сентября, 07:24

Published 8 сентября, 07:24

Modified 8 сентября, 07:27

Updated 8 сентября, 07:27

Топливный кризис в России может привести к уходу независимых АЗС с рынка

АЗС на грани закрытия: почему продажа топлива приносит одни убытки

8 сентября 2023, 07:24
Фото: 4s-info.ru
Топливный кризис в России может привести к уходу независимых АЗС с рынка

Независимые российские АЗС терпят убытки до 3 рублей с литра бензина

АЗС в России в последнее время заметно похорошели: большие площади, зоны кафе, торговые ряды. Секрет прост: продажа бензина стала нести заправочным станциям убытки, да и вообще топливо в дефиците. Спасти прибыль пока помогает фастфуд. Но не останется ли в итоге народ без заправок?

Расчёты исследовательской группы «Петромаркет» показывают, что в начале сентября каждый проданный литр бензина приносил АЗС убытки на 3 рубля, а каждый литр дизельного топлива — 2 рубля.

С июня 2023 года АЗС в России получают убыток 2-3 рубля с каждого проданного литра топлива С июня 2023 года АЗС в России получают убыток 2-3 рубля с каждого проданного литра топлива
С июня 2023 года АЗС в России получают убыток 2-3 рубля с каждого проданного литра топлива
Фото: ria.ru

В стране дефицит бензина

Бизнесу заправщиков не позавидуешь: биржевые цены на бензин АИ-92 выросли с 33142 рублей за тонну в начале января 2023 года до нынешних 66220 рублей. Двукратный рост! Повышение цен на бензин связано с его нехваткой: НПЗ год за годом продляют модернизацию и уходят в простой на время ремонта, а экспорт оказывается очень привлекательным из-за дешёвого рубля. Но в рознице, по данным мониторинга «Петрол Плюс», бензин подорожал на 7,6%. Аналогичная ситуация и по бензину АИ-95. Дизель же на бирже вырос на 42%, в рознице — на 3,9%. Заниматься таким убыточным бизнесом просто нет смысла.

Не удивительно, что в Самарской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Новосибирской и Рязанской областях, Крыму, Краснодарском и Ставропольском краях и Калмыкии возник дефицит топлива (уже даже Минсельхоз бьёт тревогу), а цены улетают в космос. Однако ситуация, когда продажи бензина приносят убытки случается уже не в первый раз.

Агентство «Аналитика товарных рынков» ещё в декабре 2017 года предупреждало, что во многих регионах АЗС стали продавать топливо с потерей в среднем 4 рубля на каждый литр. Причины всё те же: подорожавшее на бирже топливо и растущие расходы. В сентябре 2021 года АЗС уже предупреждали о волне банкротств из-за постоянных убытков. В минус продавала топливо даже такая крупная сеть, как Shell. Но есть два важных нюанса.

На фастфуде АЗС зарабатывают больше, чем на бензине

Во-первых, АЗС зарабатывают не только на бензине, но на продаже сопутствующих товаров. Уже в 2020 году, когда продажи бензина не приносили убытков, доля нетопливных доходов у некоторых заправок превышала 40%. Сейчас продажа фастфуда, продуктов питания и других товаров становится спасением для АЗС. А топливо переходит в разряд товаров для привлечения людей.

Продажа сопутствующих товаров становится основой бизнеса для независимых АЗС Продажа сопутствующих товаров становится основой бизнеса для независимых АЗС
Продажа сопутствующих товаров становится основой бизнеса для независимых АЗС
Фото: пресс-служба АЗС "Нефтьмагистраль"

Во-вторых, на убытки жалуются независимые АЗС, которые вынуждены покупать топливо у НПЗ, принадлежащих крупным нефтяным компаниям. Вертикально-интегрированные компании (ВИНК), которые сами добывают нефть, сами её перерабатывают и сами же продают топливо, на убытки не жалуются. У них совсем другая модель бизнеса. Несмотря на все санкции, проблемы с экспортом, высокие биржевые цены, ВИНКИ («Роснефть», «Лукойл», «Татнефть», «Газпром нефть») показывают рекордную прибыль. Прошлый рекорд полугодовой чистой прибыли был зафиксирован во втором полугодии 2021 года — тогда они заработали 1,59 трлн рублей. А в первом полугодии 2023 года их чистая прибыль выросла на 14,5% и составила 1,82 трлн рублей. И это на фоне снижения выручки на 20%. Такому улучшению маржинальности кто угодно позавидует!

Бензин на заправках будет. Но дорогой

Уход с рынка независимых АЗС, которые не смогли адаптироваться к новым условиям и не превратились в магазины и кафе с небольшой добавкой бензина, вполне вероятен. Но на их место придут другие — ВИНКи. Если есть спрос, то будет и предложение. Они и так уже занимают лидирующее положение на рынке (порядка 75% топлива продаётся на заправках ВИНКов): «Татнефть» преобладает на средней Волге, «Башнефть» — в Предуралье, «Сургутнефтегаз» доминирует на северо-западе, «Газпром нефть» — в Западной Сибири, «Роснефть» — в Восточной Сибири.

Бензин на заправках появится — Минэнерго уже внесло в правительство законопроект, разрешающий экспорт нефтепродуктов только НПЗ. По идее эта мера должна сократить экспорт топлива и стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Но конкуренции со стороны независимых АЗС после таких потрясений станет меньше, а это значит, что крупным ВИНКам станет ещё проще диктовать свои условия и повышать розничные цены. Бензин будет. Но дорогой.