Posted 20 августа 2023, 08:12

Published 20 августа 2023, 08:12

Modified 20 августа 2023, 08:29

Updated 20 августа 2023, 08:29

Глуши мотор: в России начались проблемы с поставками топлива, а сам бензин дорожает

Глуши мотор: в России начались проблемы с поставками топлива, а сам бензин дорожает

20 августа 2023, 08:12
Сюжет
Цены
Оптовые цены на бензин и на ДТ продолжают бить рекорды. Самая ходовая марка — Аи-95 — преодолела отметку в 70 тысяч рублей за тонну. Продолжает дорожать и дизель, оптовые цены на который буквально с июля подскочили на 28%. Сейчас биржевые цены ДТ превышают 67,6 тысяч рублей за тонну.

Екатерина Максимова

Но фоне биржевых новостей из регионов «посыпались» тревожные заявления: в нескольких субъектах РФ начались серьезные перебои с топливом.

Так, и. о. министра экономики и торговли Калмыкии Андрей Чиджиев накануне заявил, что в регионе на АЗС бензина просто нет. Бензоколонки, по его версии, «обсохли» из-за планового ремонта Астраханского газоперерабатывающего завода (принадлежит «Газпрому», — прим. Ред.)

Правительству республики пришлось оперативно обращаться к руководству «Лукойла» с просьбой исправить ситуацию. И, сообщает Чиджиев, компания завезла в Калмыкию бензин.

«В Калмыкию приехали четыре бензовоза. „Лукойл“ обещает и дальше поставлять более высокие объемы бензина до урегулирования ситуации», — заверил и. о. министра экономики и торговли Калмыкии. Проще говоря, проблема решается в ручном режиме.

О перебоях с топливом заявляют и другие регионы. То есть бензин на АЗС, то его нет — это текущая ситуация в Волгограде. Автомобилистам не хватает топлива марок Аи-95 и Аи-98. Причина все таже — затянувшийся ремонт на Астраханском газоперерабатывающем комплексе.

О перебоях с поставками ДТ заявляют и аграрии, которым сейчас нужно спасать урожай и готовить поля к будущему севу.

Как отметил заместитель председателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, сложности начались не только у регионов ЮФО (куда входят Волгоградская область и Калмыкия), проблемным можно назвать и Дальний Восток.

Причин несколько.

«Первое, это проблемы с логистикой, со сроками доставки топлива по железной дороге. Если раньше срок доставки с основных НПЗ составлял в среднем от 10 до 14 дней, то в этом году топливо до некоторых клиентов шло до трех месяцев», — говорит Гусев (цитата по ИнфоТЭК).

Причина номер два: представители розничного и мелкооптового бизнеса до сих пор не имеют графика ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Например, на том же Астраханском НПЗ были задержки по вводу его в эксплуатацию из-за проблем с доставкой оборудования.

Усугубляет ситуацию и давняя проблема: в стране не развивается система продуктопроводов, из-за чего топливный бизнес жестко завязан на автомобильный и железнодорожный транспорт. А имеющиеся трубопроводы ориентированы не на внутренний рынок, а на экспорт.

К сентябрю ситуация должна улучшиться, считают эксперты.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что с сентября постепенно заканчивается сезон отпусков, то есть спрос на топливо начнет падать.

«По всей видимости, в следующем году необходимо сделать дополнителтные запасы АИ-95 перед сезоном высокого спроса. Меры, которые предпринимаются сейчас для снижения котировок, вряд ли можно назвать сколь-нибудь эффективными и своевременными», — говорит Фролов.

Дмитрий Гусев с ним согласен:

«Каких-то дополнительных проблем в августе–сентябре ждать не нужно, потому что заканчивается сезон. К тому же вагоны периодически приходят. Но нужна системная работа не только по снижению проблем с работой РЖД, но и по созданию внутренних продуктопроводов, по увеличения качества дорог и снижению требований к бензовозам».

Стоит уточнить, что под требованиями к бензовозам эксперт подразумевает требования к грузовикам: на каких-то дорогах допустимая нагрузка — это не более девяти тонн на ось, а где-то и вовсе семь тонн на ось.

Бензин начал быстро дорожать

Оптовые цены на топливо всех марок, включая ДТ, бьют рекорды с мая. Это произошло на фоне заявления Минфина урезать выплаты по демпферу (так называемый «протокол Козака»), который годами позволял нефтяникам за счет компенсации из бюджета сдерживать розничные цены на бензин.

И по итогам нынешнего года выплаты по демпферу уже сократились.

Если с января по май 2022 года нефтяники получили 1 трлн рублей, то за аналогичный период 2023 года — 464 млрд рублей. То есть выплаты сократились более чем в два раза.

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов в интервью «Новым Известиям» предупреждал, что такая тенденция рано или поздно «прорвет» цены в рознице.

«Сокращение демпфера приводит к тому, что нефтяные компании недополучают доходы. И это еще накладывается на то, что, естественно, из-за эмбарго на поставки в Европу для них не так прибылен внешний рынок. Многие компании переориентируются на новые рынки, пытаются поставлять на рынки АТР, ищут определенные узкие ниши в других регионах. С одной стороны, это, конечно, помогает им переориентировать экспорт, но, с другой стороны, всё-таки это не столь прибыльно, как прямые поставки в Европу, которые были раньше. Поэтому для компаний сектор нефтепереработки, производства и поставки нефтепродуктов становится не таким прибыльным. Одна из попыток спасти ситуацию — это всё-таки транслировать это в цены. Вот поэтому видим и рост оптовых цен. И пока это касается только опта. Но если не принимать каких-то усилий со стороны государства, то за ними можно ожидать рост розничных цен», — предупреждал Андрианов.

И еще в середине лета нарастающий разрыв между оптовым и розничным звеном он называл тревожной тенденцией.

О непрекращающемся росте розничных цен на бензин еженедельно отчитывается и Росстат. По данным ведомства, с 1 по 7 августа рост цен на бензин автомобильный был зафиксирован в 83 субъектах страны. «Более всего он подорожал в Чукотском автономном округе — на 3,1%, Магаданской области — на 2,9%, Республике Алтай — на 2,0%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,6% и 0,4% соответственно», — отчитывался по итогам первой недели августа Росстат.

Вторая неделя августа (с 7 по 13 августа) — бензин подорожал еще. Самый значительный рост (2%) зафиксирован в Чечне. Столицы — Москва и Санкт-Петербург, показали рост 0,4% и 0,6% соответственно. В Москве Аи-92 стоит от 48,19 до 52,49 рублей. Цены на Аи-95 начинаются от 53,39 рублей (до 58,69 рублей).

В разрезе федеральных округов бензин марки Аи-95 дороже всего стоит в ЮФО (56,95 рублей за литр), в Северо-Кавказском ФО (56,77 рублей) и Дальневосточном округе (56,30 рублей). Бензин марки Аи-92 дороже всего обходится автомобилистам на Дальнем Востоке (53,46 рублей) и в ЮФО (51,45 рублей).

Среднероссийская цена на дизель, по данным Росстата, на середину августа составила 59,27 рублей. В антилидерах вновь Дальний Восток (67,75 рублей, а в Магаданской области — 76,22 рубля), Сибирский округ (62,29 рублей) и Северо-Запад, где средняя цена на ДТ поднялась до 60,85 рублей.

Стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба следит за тем, чтобы бензин на АЗС дорожал не более, чем на официальный уровень инфляции. По данным Минэкономразвития, годовая инфляция на неделе с 7 по 13 августа составила 4,66% после 4,3% неделей ранее.

Валерий Андрианов считает, что, учитывая ситуацию в России, государство все-таки будет сдерживать цены на бензин.

«То есть нефтяным компаниям никто не даст отпустить розницу и серьезно повышать цены на топливо. Думаю, что цены будут держаться, поскольку это очень важный социальный фактор. Но одновременно это будет приводить к тому, что нефтеперерабатывающее сбытовое звено будет деградировать. Это вопрос не одного года, но будет вкладываться всё меньшие и меньшие средств в модернизацию нефтепереработки, в ее поддержание», — резюмировал эксперт.

Напомним, в 2018 году на фоне резкого роста цен на бензин на АЗС, правительство заключило с нефтяниками соглашение о заморозке цен на топливо. В обмен нефтяникам пообещали снизить нормы поставок топлива на внутренний рынок и увеличить компенсации из бюджета. Нынешний же кризис на рынке эксперты называют самым серьезным со времен введения демпфера, который с июля 2019 года является ключевым инструментом регулирования топливного рынка.

Подпишитесь