Аналитики крайне озабочены ежемесячным отчётом Международного энергетического агентства (МЭА) по рынкам нефти, который фиксирует продолжение роста мирового спроса на нефть: в 2023 году он достигнет 102.2 млн баррелей в сутки, что станет новым рекордом.
При этом Саудовская Аравия добровольно сокращает добычу нефти, а Россия — ее экспорт. Это означает, что и без того низкий уровень мировых запасов нефти продолжает снижаться, а высокие цены — сохраняются.
Этот процесс позволил аналитикам агентства Bloomberg сделать вывод о том, что Саудовская Аравия и Россия создали дефицит на рынке мира, крупнейший более чем за десятилетие: в IV квартале 2023 года он составит более чем в 3 млн баррелей в сутки.
Ясно, что оба эти государства заинтересованы в высоких ценах. Саудиты проводят амбициозные внутренние реформы, а Россия продолжает СВО.
Аналитики отмечают, что при сохранении добычи нефти на сегодняшнем уровне разница между спросом и предложением в следующем квартале, когда потребителю понадобится около 30,7 млн баррелей в сутки, вырастет в два раза! Коммерческие мировые запасы нефти сократятся по прогнозам ОПЕК, в IV квартале примерно на 3,3 млн баррелей в сутки, и это по прогнозу Bloomberg, станет самым крутым падением с 2007 года: тогда и мировая экономика, и цены на нефть росли накануне финансового кризиса очень быстро.
Эксперты канала «Графономика» тоже считают, что отчет МЭА прогнозирует катастрофические события:
«Иначе прогноз агентства о том, что апогей спроса на газ, нефть и уголь произойдет в этом десятилетии, трактовать нельзя. На графике подушевое потребление бензина и дизеля на планете — базового вида топлива.
За последние 50 лет потребление на душу населения практически не меняется и это константа экономики. То есть все энергоэффективные программы развитого мира, электромобилизация и т. п., не смогли привести к снижению потребления автомобильного топлива на одного человека. Этим программам удается лишь компенсировать растущий спрос в Азии. Говоря проще — все, что не съест немецкий автомобиль, съест китайский. А есть еще запас в виде 1,5 млрд индусов, сотни миллионов пакистанцев, нигерийцев и индонезийцев. Все они претендуют на свои пару литров бензина в день. Спрос и дальше будет повышаться, хотя бы за счет растущей численности населения.
Единственное, что может остановить рост спроса (и населения) — пандемия, война, кризис. Видимо это и заложено в моделях МЭА».
Финансовый аналитик Евгений Коган назвал эту ситуацию в своем канале — энергетическим кризисом 2.0:
«Яблоко от яблони недалеко падает — как и в России, западные страны столкнулись с ростом цен на бензин на фоне угрозы крупнейшего с 2007 года дефицита нефти.
А что, собственно, произошло, почему вернулся, казалось бы, забытый «черный лебедь»? — Всему виной дисбаланс спроса и предложения.
1️. Инвесторы опасаются, что в результате «изъятия» Россией и Саудовской Аравии с рынка 1,3 млн б/с, на рынке образуется дефицит в 3,3 млн б/с — 16-летний максимум.
2️. Давление на цены оказывает снижение https://1prime.ru/oil/20230907/841685536.html запасов сырой нефти в США на начало сентября примерно на 4,3% ниже среднего пятилетнего уровня, до 416,6 млн баррелей, а нефти — на 5,1%, до 214,7 млн баррелей.
3️. Главное. Спрос на энергоносители остается высоким благодаря устойчивости экономики США перед высокими ставками и увеличению импорта нефти и газа Китаем в преддверии зимы.
Если для нас рост цен на черное золото — это надежда на выравнивание бюджета и укрепление рубля, то для западных стран это прежде всего проинфляционная угроза.
Реализация прогноза Goldman Sachs по цене $107 за баррель в 2024 году грозит если не новыми повышениями ставок, то сохранением их на высоком уровне в течение длительного времени.
Можно ли увеличивать долю в бумагах российских нефтяников?
Я бы дождался объявления решения по ставке Банком России и реакции рубля на него. Если снижение продолжится, то, вероятно, да».