Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Капитан Сергей Белов и второй летчик Эдуард Семенов смогли посадить А-320 с отказавшей гидравликой на пшеничном поле, пока в ней оставалось давление. Уже стало известно, что обоих летчиков хотят представить к государственным наградам.
Тем временем, Новосибирский следственный отдел на транспорте возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Это стандартная процедура. Дело открывается всегда, когда случается инцидент в воздухе, особенно, с участием пассажиров. А их было 167 человек, в том числе, 23 ребенка.
О самом происшествии известно не очень много.
По сообщению Flightradar, перед заходом на посадку в Омске борт сначала снизился на 600 метров, а потом резко набрал высоту до 5,5 тысяч и взял курс назад на Новосибирск. По сообщению BAZA отказала гидравлика, и у самолета не вышли закрылки. На втором круге пилоты приняли решение вернуться в Новосибирск, потому что там длиннее полоса.
«Экипаж опасался, что самолету не хватит длины ВПП омского аэропорта, и они на полной скорости выкатятся за ее пределы. Все из-за того, что при отказе гидравлики у самолета не работают тормозящие заслонки на крыльях», - рассказали Shot неназванные источники.
Стойка шасси также не заходила, поэтому борт летел на сниженной скорости около 500 км в час. При такой пониженной скорости расход топлива был повышен, и до полосы летчики вообще бы не дотянули. Пришлось садиться в чистом поле.
Некоторые эксперты теперь говорят: повезло.
Что же помогло летчикам спасти жизни людей: случай или школа? Заслуженный пилот России, Герой России, летчик-испытатель Александр Гарнаев на вопрос «НИ» ответил:
— Школы такой нет и не может быть. Этому никогда никого никто не учит. И производитель не предусматривает такой ситуации от слова «совсем». Эти самолёты созданы таким образом, что на них не может быть отказа, который не позволяет сесть на ближайший аэродром. Этого в принципе не может быть. Вообще. От слова «совсем». У самолётов Airbus не может быть отказов, которые не позволяют сесть на ближайший запасной аэродром или аэродром вылета.
Александр Гарнаев вспоминает слова другого летчика, героя России Дамира Юсупова, командира тех же «Уральских Авиалиний», который так же 15 августа 2019 года посадил самолет Airbus 321 той же самой компании в поле недалеко от Жуковского. Пилот тогда сказал, что чем более абсурдны действия летчика, тем больше шансов на благополучную посадку вне аэродрома. «НИ» спросили Александра Гарнаева:
- Вы с этой логикой не согласны?
— Я — нет. Но это сказал герой России Дамир Юсупов, который не сделал ни одного правильного действия, который исключительно абсурдным образом действовал рулями, и экипаж друг с другом разговаривал только матом. Который не выполнил ни одной рекомендации производителя Airbus. Но богу было угодно оставить их живыми. Значит, следуя этой логике, надо как можно более сумасшедших пилотов сажать за управление такими самолётами. Может быть, тогда от этого возрастёт безопасность полётов.
Сарказм Героя России можно понять. Он всю жизнь испытывал самолеты, чтобы они стали как можно более безопасными. Это не только особенность российского менталитета, считает Гарнаев. Он полагает, что и «чудо на Гудзоне», когда летчик посадил самолет, полный пассажиров, перед Манхэттеном, вписывается в ту же парадигму:
— Посадка на Гудзон — из той же самой серии, когда совершенно отмороженный лётчик принимает совершенно невменяемое решение, а богу угодно ему помочь. Следуя точке зрения американского лётчика Челси Салленбергера и российского Дамира Юсупова, чем более сумасшедший лётчик сидит в кабине и чем более абсурдные решения он принимает, тем выше безопасность полёта. Это их логика. Мне она неподвластна вообще. Дальше будем посмотреть.
Кандидат технический наук, авиаконструктор, авиаэксперт Вадим Лукашевич оценил происшествие, с точки зрения техники. У него также много вопросов к действиям экипажа. Очевидно, что неполадка была обнаружена в Омске. Самолет не может сесть с полным баком, поэтому аварийные борты и кружат над аэродромом, вырабатывая топливо. Вадим Лукашевич говорит:
— Обнаружил неполадку, кружит над Омском. Ну и кружи дальше, вырабатывай топливо. Сколько тебе надо — полчаса, час, полтора, два. Сколько надо, столько и вырабатывай, пока у тебя масса не станет допустимой для посадки. А потом иди на посадку. У тебя внизу аэропорт со всеми аварийными службами. У тебя там пожарная часть, у тебя там медики. Пока ты в воздухе болтаешься, можно полосу запенить, если ты без шасси садишься брюхом на бетон. Даже если тебе полосы не хватит, выкатишься за полосу. Там есть концевые полосы безопасности, это ещё сотни метров грунта. Там не бетон, а грунт.
Вместо этого кто-то умный, мне интересно, на земле или лётчик, принимает решение лететь в Новосибирск. С неполадкой. Над тайгой.
Новосибирский аэропорт Толмачево привлекателен тем, что там очень хорошая полоса. Она настолько хорошая, говорит эксперт, что её делали как запасную полосу при рассредотачивании стратегической авиации в случае ядерной войны. Именно эта полоса была запасной полосой для «Бурана», если бы космический челнок из-за какой-то экстренной ситуации возвращается из космоса.
— Она, конечно, лучше. Но ты с неполадкой летишь туда над тайгой. По дороге у тебя вырабатывается топливо в ноль. И ты на какой-то опушке в 200 километрах от ближайшего города садишься. Среди сибирской тайги. Почему ты не остался над Омском? Они полетели над тайгой. А не нашли бы они ту поляну? Куда садиться? Там бы уже одним разрушением самолёта не обошлось. Были бы серьёзные человеческие жертвы. Им просто повезло.
Им повезло, что поле оказалось ровным, что там не было проводов, что на поле не стояла техника… Авиационный бог был сегодня действительно с Сергеем Беловым и Эдуардом Семеновым. За это им от всего сердца благодарны 167 пассажиров и члены экипажа.
А в России как? Победителей никогда не судят.