Posted 12 сентября 2023,, 07:46

Published 12 сентября 2023,, 07:46

Modified 12 сентября 2023,, 07:55

Updated 12 сентября 2023,, 07:55

Самолет совершил жесткую посадку в поле

Эксперт о посадке A320 в пшеничное поле: уход на другой аэропорт мог быть ошибкой

12 сентября 2023, 07:46
Фото: Минздрав Новосибирской области
Самолет совершил жесткую посадку в поле
В Сибири борт Airbus A320 «Уральских авиалиний» сел прямо на поле посреди тайги. 167 человек, находившихся на борту, целы и невредимы. Мы спросили эксперта, что могло выйти из строя в самолете или зачем понадобилось менять аэропорт посадки.
Сюжет
Авиация

Александр Дыбин

 

Сегодня произошло настоящее чудо, повторившее историю с посадкой в кукурузу в 2019 году. Airbus A320 компании «Уральские авиалинии» совершал рейс из Сочи в Омск. На подлете к дому у самолета возникла неисправность. По той информации, что есть сейчас «отказала гидравлика». Было принято решение садиться не в Омске, а в Новосибирске, который находится в 600 километрах. Не долетев до запасного аэропорта 180 километров, самолет пришлось посадить на пшеничное поле у поселка Каменка. У борта просто заканчивалось топливо. На борту находились 167 человек, включая членов экипажа. Все они живы и здоровы. Их доставили в местный райцентр, где осмотрели медики.

Жесткая посадка самолета в пшеничное поле — это чудо, считает независимый авиаэксперт Вадим Лукашевич.

«Людям повезло, они родились в рубашке, а „Уральские авиалинии“ видимо любят садиться в поля, — говорит эксперт, — не думаю, что пилоты отрабатывают такое — посадку на поле. Все-таки их задача довести самолет до аэропорта и посадить на нормальную поверхность. Это всегда безопаснее, чем садиться на грунт, не зная площадки, что там могло быть: ЛЭП, коряги, что-то еще. Этого же не видно сверху. С другой стороны, с механической точки зрения посадка в поле ничем не отличается от посадки на ВПП».

 

Почему решили не садиться в Омске?

 

Пока официальной информации о происшествии крайне мало. Известно, что борт сообщил о неисправности на подлете к Омску, затем было принято решение сменить аэропорт на Новосибирск. Что за неисправность? Зачем с неисправностью лететь за 600 километров? В сеть уже слили часть переговоров с диспетчером, в которых пилот сообщил, что «гидравлика вытекла». Что это значит? Какая именно система вышла из строя — не ясно. Почему сели в поле? Сообщалось, что у борта просто закончилось топливо, и у пилота не было другого варианта. Почему, оно закончилось? Не долили или слишком много потратили?

Самолет совершил жесткую посадку в поле
Видео: Минздрав Новосибирской области

Частично свет на это проливает пост в телеграм-канале, близком к правительству Свердловской области.

«У Airbus A320 не открылись закрылки. Борт не смог приземлиться в Омске, так как в местном аэропорту слишком короткая взлетно-посадочная полоса — там не хватило бы места, чтобы затормозить без закрылок. Самолет направили в аэропорт Новосибирска. Во время полета из-за сильного встречного ветра на борту закончилось топливо, поэтому пилоты приняли решение сесть в поле в 400 километрах от Омска. Всё прошло успешно. Экипаж будет награжден», — говорится в сообщении.

Другая версия, почему борт отправили из Омска в Новосибирск — меркантильная. Якобы аэродром в Омске не большой и севший аварийно самолет заблокировал бы ВПП, парализовав работу воздушной гавани. Это версию озвучило издание Mash.

Авиаэксперт Вадим Лукашевич считает, что смена аэропорта посадки могла быть ошибкой, безопаснее было бы садиться в Омске.

«Сразу оговорюсь, пока ничего не ясно и никакой внятной информации нет, — говорит собеседник „Новых известий“, — но исходя из того, что уже озвучено, отмечу, что скорее всего, безопаснее было бы остаться в Омске. Это нормальный аэропорт со всеми службами, которые могли бы обеспечить безопасность. Даже выезд за пределы ВВП — это не так опасно, как посадка в поле. После твердого покрытия есть грунтовая зона. Если у самолета не выпускалось шасси, полосу могли запенить, чтобы снизить трение, он бы так же сел, как и в поле, но под контролем экстренных служб. Да, Толмачево — хороший аэропорт, он был резервным для посадки „Бурана“ и выдержит все. Но вышло так, что до него не долетели. Люди выжили, это чудо. Но важно понять, кто принял решение об уходе на запасной аэропорт. Это мог сделать как командир воздушного судна, так и диспетчер на земле. Это интересный вопрос. На мой взгляд целесообразнее было летать над Омском, час-два, сколько надо, чтобы выработать топливо и снизить массу самолета, и садиться на нормальную ВПП».

Судьба самолета — не ясна

Людей уже отправляют небольшими партиями в Омск. А вот Airbus A320, судя по всему, прописался в тайге надолго. Он сел рядом с поселком Каменка Убинского района. В райцентре — Убино — живет всего 5000 человек. Когда под Москвой экстренно сел борт «Уральских авиалиний», со временем самолет распилили и увезли на утилизацию. Что будет с этим самолетом — пока не понятно.

«Есть ли там вообще возможность вывезти его и утилизировать, и насколько это целесообразно учитывая сибирские расстояния», — рассуждает Павел Лукашевич.

 

Такое уже было

История российской авиации уже знает два случая чудесного спасения людей при жесткой посадке. В 2019 году самолет той же компании «Уральские авиалинии» сел в кукурузное поле после попадания в двигатель птиц.

А в 2010 году Ту-154М авиакомпании «Алроса» летевший по маршруту Удачный—Москва удачно сел за закрытый аэропорт поселка Ижма. На борту произошла полная потеря электропитания, отключилась навигация и электропривод топливных насосов. Лететь до ближайшего аэропорта было невозможно, пилот решил садиться на реку Ижма, искал подходящий участок без изгибов, как случайно увидел взлетно-посадочную полосу одноименного аэропорта, который уже несколько лет как не эксплуатировался. Тогда было принято решение садиться на полосу, что и было успешно сделано.

В обоих случаях пилоты получили звания Героев России.

"