Posted 22 августа 2023,, 22:39

Published 22 августа 2023,, 22:39

Modified 22 августа 2023,, 22:41

Updated 22 августа 2023,, 22:41

Таких не берут в марсиане: ученые выяснили, кто годен для полета на Красную планету

22 августа 2023, 22:39

Ученые выяснили, каким должен быть идеальный экипаж обитаемой базы на Марсе

Одним из ключевых факторов выживаемости на Марсе оказался набор определенных черт характера колонистов.

Рано или поздно настанет день, когда начнут запускать пилотируемые полеты на Марс, а после — возведут постоянные обитаемые базы. В связи с этим некоторые исследователи стали задумываться о практической стороне реализации таких проектов. При этом многие из них связаны с командой будущих колонистов. Эту тему попытались раскрыть авторы статьи, опубликованной на портале arXiv, представляющий собой электронный архив для научных статей и препринтов по самым разным сферам науки.

Так, американские математики провели моделирование многолетней жизни экипажа обитаемой базы на Марсе. Исследователи смоделировали колонию, которая будет получать часть ресурсов с Земли. Они пояснили, что такая конфигурация позволяет отправлять в полет меньшее число людей и удешевляет проект в целом.

Математики провели симуляции длительного пребывания на Красной планете (28 марсианских лет или чуть больше 52 земных лет) для групп из разного числа человек: от 10 до 170. У «колонистов» было определенное количество «здоровья», исчерпание которого приводило к гибели. Восполняло этот показатель создание ресурсов на месте или прибытие миссии снабжения.

Согласно моделям исследователей, «здоровье» терялось в результате появлявшихся и накапливавшихся со временем «стрессовых факторов». Каждый виртуальный персонаж наделяли определенными характеристиками, также были учтены психологические особенности, соответствующие ключевым типам «Большой пятерки» черт личности: Экстраверсия, Доброжелательность, Добросовестность, Нейротизм и Открытость опыту.

Указанные показатели влияли на потребление и эффективность работы виртуальных астронавтов. Математики учли и фактор случайности, который может привести к смерти того или иного персонажа.

Согласно расчетам, в таких условиях колония сможет стабильно функционировать, если минимальное число человек составит 22. Важным оказался и «психологический» фактор. Так, самыми «живучими» оказались персонажи с высокими показателями доброжелательности. А вот виртуальные колонисты с выраженным нейротизмом (эмоциональной нестабильностью) и слабыми способностями к кооперации умирали довольно скоро.

По словам исследователей, невротические личности страдали во время жизни в колонии, и колония фукционировала лучше, когда там было меньше людей с таким типом личности.

Ученые пояснили, что марсиане с невротической психологией и высокой способностью справляться с ситуацией оказываются в проигрыше от взаимодействия с другими марсианами и подвергаются наибольшему наказанию, если у них низкая способность справляться с трудностями.

Как пояснила ведущий научный сотрудник NASA Грейс Дуглас, аналог имеет решающее значение для тестирования решений, отвечающих сложным потребностям жизни на поверхности Красной планеты. Симуляция на Земле поможет специалистам понять и противостоять физическим и психическим проблемам, с которыми астронавты столкнутся перед полетом.

Что нашли на Марсе

Ранее ученые рассказали о возможном обнаружении на Марсе следов органических молекул с помощью марсохода Perseverance. В статье в журнале Nature говорилось, что отбор проб производился в геологических формациях Мааз (Máaz) и Сейтах (Séítah) на дне кратера Езеро.

Согласно современной теории, в этом месте 3,7 млрд лет назад находилось древнее озеро, где накапливались разнообразные минералы, включая карбонаты, глины и сульфаты. Предполагается, что они до сих пор могут сохранять органические материалы и потенциальные биосигнатуры.

По мнению экспертов, ключевые строительные блоки для жизни могли существовать в течение длительного периода времени — примерно от 2,3 до 2,6 млрд лет назад. Но для того, чтобы подтвердить органическое происхождение и конкретную идентификацию найденных молекул, образцы сначала нужно отправить на Землю для лабораторного анализа.

Рейс: Земля — Луна — Марс

В мае 2023 года руководитель Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства Билл Нельсон говорил, что в 2040 году люди могли бы достичь Марса. Об этом, в частности, писало испаноязычное издание El Mundo.

По словам Нельсона, чтобы добраться до Луны, нужно примерно 3-4 суток, а вот путешествие на Марс может затянуться.

«Потребуется семь или восемь лет, в этом случае вам придется остаться на пару лет, пока расположение планет не позволит вам вернуться», — сказал он.

Он добавил, что путешествие обратно на Землю займет от шести до восьми месяцев. Нельсон полагает, что ученым предстоит еще много чего разработать, чтобы сохранить жизнь будущим колонизаторам Марса.

В NASA также отмечали, что первым шагом к освоению Марса станет возвращение человека на Луну.

Весной этого года NASA объявила о планах высадить астронавтов на Луну в 2025–2026 годах.

Колонизация Марса по Маску

Между тем, как в начале месяца писала газета Wall Street Journal, владелец компании SpaceX Илон Маск обсуждал с премьер-министром Монголии Лувсаннамсрайном Оюун-Эрдэнэ возможность создания в монгольской части пустыни Гоби специальных центров для подготовки людей к полетам на Марс.

Как уточняется, площадь пустыни Гоби, которая находится на территории Монголии и Китая, занимает площадь около 1,3 млн кв. км. Климат пустыни является резко континентальным. Так, за сутки температура может измениться на 35 градусов. Помимо этого, поверхность пустыни в южной части Монголии схожа с поверхностью Марса.

Ранее предприниматель неоднократно говорил, что его целью является популяризация космических путешествий и колонизация Марса.

Издание NPR в прошлом году писало, что полет экипажа на Марс может состояться в 2029 году. Об этом, указывает СМИ, якобы намекнул Илон Маск. Поводом к таким слухам стал пост в соцсетях аккаунта, публикующего материалы о космосе и астрономии. Администраторы аккаунта разместили фотографию высадки на Луну, датированную 1969 годом, поверх изображения предполагаемой высадки на Марс с надписью «20 --». Изображение они сопроводили подписью: «Каковы ваши предположения»? и меткой Маска. Через два дня после Маск ответил на пост: «2029».

Издание напоминает, что в 2016 году Маск заявил, что хочет построить ракету, способную доставлять людей на Марс и поддерживать постоянный город на планете.

Однако, указывает NPR, старые прогнозы Маска не всегда совпадают с его последними планами. В 2016 году он заявил, что «значимое число людей» на Марсе возможно «примерно через 10 лет, может быть, раньше, может быть, через девять лет».

В 2018 году Маск говорил, что колонизация Марса должна стать приоритетом для людей, чтобы сохранить вид в случае третьей мировой войны, пишет The Guardian.

По его мнению, важно иметь самоподдерживающуюся базу на Марсе, поскольку планета находится достаточно далеко от Земли, и в случае войны вероятность выживания будет выше, чем у лунной базы.

Как пишет Daily Trust, в 2020 году Маск утверждал, что к 2050 году компания SpaceX поселит на Марсе миллион человек. Согласно его расчетам, звездолет будет совершать около трех полетов в день и, следовательно, примерно 1000 полетов в год.