Премьера нового фильма от легендарной студии «Ленфильм» состоялась в Калининграде на кинофестивале короткометражного и дебютного кино «Короче». «Летом асфальт теплый» режиссера Ирины Бас рассказывает историю сложных отношений между матерью и дочерью. Семнадцатилетняя Даша (Мария Мацель) сбегает от отца в Санкт-Петербург, чтобы поступать в театральный институт и оказаться рядом с матерью (Виктория Исакова), которая бросила ее во младенчестве. Для Ирины Бас, в фильмографии которой несколько успешных короткометражных фильмов и работа над сериалами, это дебют в полном метре.
Как рассказала Ирина Бас, от идеи фильма к реализации шли пять лет.
«Сегодня это большая победа и счастье невероятное наконец показать наше кино. Спасибо Ситоре Алиевой (программный директор „Короче“ — ред.), это большая честь впервые показать наше кино именно здесь, этой аудиории и этому уважаемому жюри. Тема взросления и отношений между родителями и детьми — вечная, она близка всем и всегда актуальна. Именно эту историю мы со сценаристом Наргиз Багизаде выбрали еще и потому, что у нас чаще рассказывается о сложностях детей, которые растут без отцов, а историй, когда ребенка бросает мать, заметно меньше. И наша история о том, как девочка растет без мамы, как это влияет на ее взросление, характер. И как важно и сложно ей обрести маму и обрести, по сути, себя. И я хочу поблагодарить своих родителей. У меня ушел папа во время пост-продакшена, он не успел посмотреть это кино, но я уверена, что оно бы ему понравилось. И поблагодарить „Ленфильм“ за то, что они были рядом, помогали и не мешали»
Реализовать проект удалось именно благодаря участию киностудии «Ленфильм». Режиссер и сценарист три года искали финансирование для ленты до того момента как сценарий попал на «Ленфильм». Киностудия активно поддерживает кинематографистов-дебютантов и эта премьера для «Ленфильма» знаковая.
«Я хочу поблагодарить Министерство культуры за помощь, которую оно оказало в создании фильма, правительство Санкт-Петербурга за их поддержку, поблагодарить онлайн кинотеатр „Старт“, с которым мы совместно работали над картиной, — рассказал гендиректор „Ленфильма“ Федор Щербаков, — конечно, всю съемочную группу и хочу сказать, что для нашей киностудии дебютное направление является приоритетным, важным и мы его собираемся развивать. Мы развиваем лабораторию „Ленфильм-дебют“ и очень надеемся, что этот старт, который мы даем как большая государственная студия дебютному кино — это очень хорошая история для всего нашего российского кино».
В Калининградском областном драмтеатре показ состоялся при полном зале и закончился долгими аплодисментами. Киноведы называют картину яркой, живой и зрительской.
«Как человек максимально близкий к „Ленфильму“ рад за родную студию, которая выпустила фильм „Летом асфальт тёплый“ Ирины Бас. Это фильм, может, и не совершенный в чем-то (а кто совершенен?), но сделан живо, напористо, зрительски. И показывать его людям будет не стыдно. В главных ролях отличный актерский ансамбль: Мария Мацель в роли старшеклассницы, которая летит на поездах в Петербург 18+, чтобы встретиться с когда-то бросившей ее мамой, а заодно поступить в театральный, победительно прекрасна, Виктория Исакова в роли этой мамы очень хороша и на своем месте, также очень мил артист Розин, который на всё устало наблюдает. Камера Александра Демьяненко великолепная, живая, подвижная, очень модная. Петербург в кадре — прекрасное гнездо порока, злачный город баров, стриптиза, джазовых клубов (дым у нас, кажется, все же пожиже, но, может, я просто раньше ложусь спать). Если говорить о минусах, то для меня они разве что в слишком эмоционально требовательном (местами совсем уж навзрыд) сценарии, но режиссура эту экзальтацию скрадывает, укореняет в обживаемом пространстве. Короче, спасибо всем за всё!» — пишет в телеграм-канале журнала «Сеанс» главный редактор Василий Степанов.
«Правдивое и очень внимательное кино об отношениях дочери с матерью, но без яростных выпадов в стиле Андреа Арнольд или Гай Германики (хотя монологи порой и заходят на территорию „Все умрут, а я останусь“), а скорее про будничность колкости и рутину обид. Придраться можно разве что к немного затянутой экспозиции, хотя второй и третий акт, пропитанные питерским вайбом и техно, очень хороши» — отмечает канал VODоворОТТ.
«Не хочется сглазить, но кажется „Ленфильм“ снова начинает радовать нас годным зрительским кино» — пишет ТГ-канал «Кино про тебя».
«Ленфильм» же заявляет, что всерьез намерен продолжать. И снимать «годное» кино (еще одна недавняя ленфильмовская премьера — документальный фильм «Последний теплоход» получил гран-при и приз за звук на кинофестивале «Докер», а в производстве сейчас с десяток новых собственных лент) и расширять комплекс кинопроизводственных услуг (запускаются новые звуковые студии, в отремонтированных павильонах постоянно идут съемки, костюмами и реквизитом обеспечиваются сотни проектов) и развиваться как одна из главных достопримечательностей и культурных площадок Петербурга — студия заканчивает ремонты и уже этим летом принимала у себя большие события — фестивали «Душа России» в рамках ПМЭФ и «Дни африканской культуры и кино» в рамках саммита «Россия -Африка», и бережно хранить наследие — в культурно-выставочном центре «Ленфильма» регулярно проходят выставки, посвященные легендарным ленфильмовским мастерам и картинам, а коридоры превращаются в музейное пространство.