Posted 17 августа 2023,, 07:12

Published 17 августа 2023,, 07:12

Modified 17 августа 2023,, 07:34

Updated 17 августа 2023,, 07:34

Гибридная история отечества: авторы нового учебника вдохновились антиутопией Сорокина

Гибридная история отечества: авторы нового учебника вдохновились антиутопией Сорокина

17 августа 2023, 07:12
Фото: Соцсети
В списке рекомендованной литературы учебника новейшей истории, написанного в суперпропагандистском духе, значатся произведения Сорокина и Пелевина.

Разговоры о том, что в России отсутствует какая-либо официальная идеология длятся уже три десятилетия, так что в конце концов аналитики пришли к выводу, что она и не нужна. Что на смену идеологии пришел принципиальный отказ от нее, а вернее — некий винегрет из различных, часто отрицающих друг друга идеологических установок, который умные люди успели окрестить «гибридной идеологией». В ней прекрасно соседствуют христианство и культ войны, сталинизм и культ обогащения, антизападничество и европейский образ жизни. Государство в нужный момент вынимает из колоды нужную ей карту, и пропаганда начинает рекламировать ее содержимое, словно забыв о том, что вчера рекламировала совершенно иное. И так ежедневно и повсюду!

Коль скоро все врут, врите и вы!

Недавно в одной из своих статей аналитики Илья Кукулин и Мария Майофис проанализировали эту необычную ситуацию:

«Исследователи современных российских медиа и политической сферы (…) уже не раз писали, что в случаях возникновения публично значимых проблем (…) главной задачей пропаганды становится не продвижение „правдивой“ версии событий, а нагнетание бесконечно большого числа противоречивых версий и оспаривания нарративов, признанных в международных медиа. В совокупности эти информационные интервенции должны создать у аудитории ощущение „все врут, правду все равно узнать невозможно“, при котором стремление узнать о действительном положении вещей психологически блокируется.

Вся эта работа прогосударственных СМИ направлена на то, чтобы аудитория чувствовала себя несправедливо обиженной, но в то же время — поддержанной властями в своих «уязвленных чувствах». Еще одним результатом этого воздействия становится утрата, или, точнее, отказ от веры в действенность моральных критериев; результаты действия этого отказа можно описать фразой: «…все говорят, как им выгодно, поэтому давайте говорить, как выгодно нам, и неважно, кто считает, что это плохо». В этом случае пропагандисты и их аудитория становятся своего рода психологическими сообщниками: саму противоречивость пропаганды российские телезрители и Интернет-пользователи, по-видимому, «считывают» как приглашение в круг посвященных, где «свои» согласованно принимают новые «правила игры».

Ярчайшим образом идеологическая гибридность проявилась в новом учебнике истории для старшеклассников, написанном под руководством Владимира Мединского, в котором эксперты, к своему изумлению, обнаружили рядом с пропагандистскими и не имеющими ничего общего с реальной историей России главами, список рекомендуемой для прочтения литературы. И в нем — о ужас — произведения Владимира Сорокина. И не просто какие-то там безобидные постмодернистские штудии вроде романа «Роман», а поистине пророческую книгу «День опричника».

Что это — диверсия или головотяпство?

Политолог Никита Томилин пишет по этому поводу в своем канале:

«Я сначала не поверил, поэтому проверил. В списке рекомендованной литературы для 11-классников в этом новом продвинутом учебнике — Сорокин. Причем сразу 3 „произведения“. Интересно, что выбраны книги с наибольшим количеством гей-оргий. Авторы явно „эстеты“. Потрясающе, конечно. Комментарии излишни, я полагаю».

Аналитик канала «Комиссар исчезает» добавляет:

«Ужасно трогательно, что в новом государственном учебнике новейшей истории для выпускного класса, в списке рекомендованной авторами художественной литературы указан, во-первых, „День Опричника“ Сорокина, то есть антиутопия о современной России как о фантазийной реинкарнации царства Ивана Грозного, где спецслужбисты-палачи попутно занимаются гомосексуализмом, а также „Санька“ Захара Прилепина, то есть роман о том, как молодой положительный герой-революционер увлечен свержением опять же путинского режима, в которой писатель предсказал с точностью до мельчайших деталей все то, что происходит в России сегодня. (плохого, по мысли тогдашнего Прилепина).

Еще рекомендуют школьникам почитать «Голубое сало» того же Сорокина, но, думаю, и после первых двух книг они уже дойдут, так сказать, до нужной кондиции. Люблю родину, здесь всегда все весело и неожиданно».

Философ Дмитрий Ахтырский изумляется: «Я впечатлен. Как они это сделали? Диверсия или головотяпство? Несогласованность подразделений или подрывная деятельность отважных подпольщиков?»

Сорокин, как борщевик, лезет отовсюду!

А «патриотический» публицист и литературный критик Андрей Рудалёв в своей статье, написанной специально для издания «Консерватор», сетует:

«Литература в России продолжает властвовать над умами. Чего стоит резонанс по поводу обнародования рекомендательного списка современной литературы для 11-го класса.

В нём силятся считать тайные знаки, иероглиф идеологического послания, ведь все заговоры об отсутствии идеологии привели лишь к осознанию необходимости идеологии, как и системы ценностей, того, что хорошо, а что плохо.

Также к списку зорко присматриваются на предмет контрабанды или фиги в кармане. Всякое бывает, а народ у нас бывалый и ухо держит востро.

Из «контрабанды» современные «напостовцы» обращают на раздутый список произведений Владимира Сорокина. Вспоминается начало нулевых, когда «Идущие вместе» отметились сжиганием сорокинских книг. Впрочем, этот инкубатор будущего печально знаменитого движения «Наши» волновало вовсе не идейное наполнение, а фекальная и матерная лексика.

Особенно странной выглядит рекомендация «Дня опричника» (…) Хотя возникает вопрос: почему бы и нет, ведь та самая тёмная стихия отечественной истории периодически проявляется наружу то половецкими плясками, то каким-то лютым беспределом…

Весьма странная картина может возникнуть, она и возникала у нас десятилетиями, когда из каждого утюга твердили, что должны цвести все цветы. Только почему-то пышнее разрастались заросли борщевика да чертополоха. Сорокин в списке — дань или ритуальная жертва тому самому многоцветью».

А вот как выглядит и сам список

Он небезынтересен, хотя и содержит много довольно спорных с эстетической точки зрения произведений. Ну и еще обращает на себя внимание отсутствие в нем не столько книг Солженицына, сколько рассказов Шаламова, исчерпывающе отражают саму суть российского государства на очередном этапе его существования. После «Колымских рассказов» никакие учебники истории уже не нужны:

I.

Астафьев В. «Кража», «Перевал», «Пастух и пастушка».

Бек А. «Новое назначение».

Белов В. «Повести и рассказы».

Бондарев Ю. «Горячий снег», «Берег», «Выбор».

Васильев Б. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Не стреляйте белых лебедей».

Гаспарян А. «Оттепель. Как это было».

Гранин Д. «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр».

Гроссман В. «Жизнь и судьба».

Дудинцев В. «Белые одежды».

Ефремов И. «Туманность Андромеды».

Искандер Ф. «Сандро из Чегема».

Каверин В. «Два капитана», «Открытая книга».

Казанцев А. «Сильнее времени».

Кочетов В. «Чего же ты хочешь?»

Некрасов В. «В окопах Сталинграда».

Платонов А. «Котлован».

Распутин В. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского», «Пожар».

Рыбаков А. «Дети Арбата».

Стругацкие А. и Б. «Понедельник начинается в субботу», «Стажёры».

Трифонов Ю. «Дом на набережной», «Время и место».

Шолохов М. «Судьба человека».

Шукшин В. «Любавины», «Рассказы», «Я пришёл дать вам волю».

Эренбург И. «Оттепель».

II.

Астафьев В. «Прокляты и убиты».

Веллер М. «Легенды Невского проспекта».

Дмитриев А. «Закрытая книга».

Иванов А. «Сердце Пармы».

Пелевин В. «Принц Госплана», «Чапаев и Пустота», «Generation „П“».

Прилепин З. «Санькя», «Имя рек. 40 причин поспорить о главном».

Пьецух В. «Четвёртый Рим».

Сорокин В. «Голубое сало», «Ледяная трилогия», «День опричника».

Шаров В. «Репетиции».