Александр Дыбин
В России бурными темпами растет рынок самиздата. Некогда этим словом называли книги, которые выпускались в Советском Союзе в обход официальных издательств. Так публиковались запрещенные тексты авторов, у которых не было шансов издаться легально. Сейчас самиздатом называют книги, которые авторы выпускают сами без участия издательств. Такие произведения выставлены на продажу на маркетплейсах и книжных магазинов в электронном виде. Желающие читатели могут заказать бумажную версию. Прелесть такого формата — произведения никто не проверяет и не оценивает. Успех определяется только внимание читателей.
По данным издания «КоммерсантЪ» в 2023 году рынок самиздата вырос на 30% и достиг 2 млрд рублей. Количество проданных книг, изданных таким образом, прирастает невиданными темпами: во втором квартале рост продаж составил 44%. Одна из популярных платформ «Литрес: Самиздат» с января по июнь нарастила выручку на 24%. Другая известная площадка Ridero — на 15%.
Огромные перспективы самиздата отмечал президент крупнейшей издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков в интервью РБК. По его словам в 2022 году самиздатовские книги заняли 15% всего российского рынка.
«По итогам 2022 года самиздат составит 10–15% от общего количества продаваемой литературы, — говорил Новиков. — Для понимания: всего на рынке порядка 200–250 млн экземпляров. В деньгах эта доля будет на уровне 3–4%. Такая разница связана с тем, что цены в сегменте самиздата значительно ниже, а многие книги и вовсе предоставляются для чтения бесплатно. В долгосрочной перспективе у этого направления есть потенциал монетизации. По моим подсчетам, с 3–4 млрд руб. в этом году самиздат может вырасти до 10 млрд руб. в горизонте четырех-пяти лет».
«Самиздат позволяет больше не уповать на издательства, не надо отбивать пороги, добиваться встречи, рассылать рукописи, как я это делал когда-то пачками, можно сделать книгу от начала и до конца, — говорит писатель Роман Грачев, ранее публиковавший книги через издательство АСТ, но сейчас перешедший на самиздат-платформы, — сам себе хозяин. Есть масса сайтов, которые дают такую возможность, создать электронную книгу с нуля и разместить ее практически на всех мировых площадках, включая Ozon, Wildberries, Amazon. Сейчас это безумно популярная история. Ты хозяин своей книги, сам назначаешь цену, крупные площадки заключают договор, платят налоги с продаж, отчисления в фонды, занимаются продвижением, либо ты можешь это сделать сам, за определенную плату от 10-15 тысяч рублей, улучшить ротацию твоей книги. Если у тебя хороший продукт и не одна-две книги, а пять-десять, то доход вполне может быть ощутимый. Но вообще все можно делать вообще без вложений, но работать будет все помедленнее, чем с вложениями».
«Старая схема, когда молодой автор бомбить издательства, больше не работает, — говорит Роман Грачев, — издательства практически не ищут авторов на улице. Но они рыщут среди огромного рынка самиздата. Есть много авторов, которые из самиздата перешли к работе с крупными издательствами. Тот же бестселлер „50 оттенков серого“ изначально было просто опубликовано в интернете, потом уже получило бешеную популярность и коммерческий успех. Вообще любую электронную книгу можно издать на бумаге, я иногда это делаю, когда хочу кому-то подарить или продать. Это же может сделать и читатель, но печать дорогая и это ему обойдется под 1000 рублей».
В советское время в самиздате можно было почитать запрещенных авторов. Хождение этих книг по рукам было скорее ритуалом. И сейчас есть мнение, что в самиздате можно опубликовать то, что из цензурных соображений не возьмет ни одно издательство. Но писатель Роман Грачев уверяет, что полной свободы в этой сфере нет, законы, касающиеся контента нужно соблюдать и самиздату. В частности, на эти материалы так же распространяется законодательство об экстремизме, пропаганде суицида, ЛГБТ и самые свежие нормы о дискредитации ВС РФ. Единственная степень свободы — редакция не смотрит на степень таланта, вложенного в произведение, одинаково опубликуют и шедевр, и графоманию.
«Все издательства соблюдают законы. Когда принимался закон об ЛГБТ-пропаганде, авторам разослали письма, что вводятся вот такие ограничения, авторов попросили просмотреть свои произведения, чтобы никто не пострадал, ни платформа, ни писатели. В этом смысле очень строго. Все возрастные ограничения тоже контролируются очень строго. Кроме того, есть кнопочка „пожаловаться на книгу“ и любой читатель может сообщить, что с книгой что-то не то. С введением всех этих законов, значительно увеличилось время модерации, если раньше она появлялась на платформе за сутки, то сейчас, может занять до недели. При этом на художественную ценность действительно не смотрят. Это должны оценить читатели. Если нет вопросов по пропаганде, то публикуют все, что прислал», — говорит писатель.
При этом найти примеров, когда авторы произведений, вышедших, в формате самиздата, привлекались к ответственности по той или иной «контентной» статье, не удалось.