Московский активист Оксана Матиевская сообщила, что на одном из московских рынков неожиданный товар — табличку «Последнего адреса». «Новые Известия» уже неоднократно сообщали о том, что эти таблички, установленные на домах, где жили когда-то граждане СССР, репрессированные во время сталинского режима, стали бесследно исчезать. И в Москве, и Петербурге, и в других городах. Однако в этом конкретном случае, все оказалось несколько иначе. По словам Матиевской: «Дом, где висела эта табличка, по адресу Тверская, 24, на углу Тверской и Старопименовского переулка, снесëн. А сегодня прислали фотографию с измайловского вернисажа. Наши друзья выкупили одну, а вторую уже успели продать за 300 рублей.
У меня нет комментариев».
Между тем, табличка «Последнего адреса» не просто кусок металла, а произведение искусства. Эту пластина из нержавеющей стали размером 11 на 19 см, придумал и воплотил знаменитый российский архитектор Александр Бродский.
В комментариях к этому посту мнения разошлись. Кто-то счел это событие кощунством:
— Манкурты. Но, скорее всего, если у них выкупать таблички, это подтолкнет их сдирать дальше.
— Чему тут удивляться. Они бронзовую голову Варлама Шаламова с надгробного памятника украли!
А один из вдохновителей этой идеи даже обрадовался «новой жизни» этого артефакта:
— Художественное произведение вернулось в художественный оборот…
Можно ведь и так это трактовать? Не в этом ли миссия гражданских проектов? Мне кажется, живой проект и должен жить своей жизнью, развиваясь в своей логике, удивляя даже собственных создателей. А произведения искусства (работа Бродского — это тоже произведение искусства, правда же?) зачем еще нужны? Чтоб открывать новые глубины. Вот они и открывают.