Екатерина Максимова
Уральский моногород Верхняя Салда (Свердловская область), зависящий от единственного крупного производства, теряет рабочие кадры. Работники корпорации ВСМПО-Ависма собирают подписи под письмом президенту Владимиру Путину (оно пока не отправлено, — прим. Ред.), в котором они попросят призвать к ответу «заезжих» топ-менеджеров.
Свою позицию сотрудники Корпорации накануне обозначили в группе «Профсоюзная организация ВСМПО» во «ВКонтакте». Все началось с того, что профсоюзный лидер, депутат гордумы Верхнесалдинского городского округа Зульфар Файзулин категорически отказался согласовывать систему оплаты труда.
«Причина несогласия профсоюзного лидера заключалась не только в том, что эта новая система в отличие от ныне действующей делала зарплату сотрудника слишком зависимой от отношения к нему начальства, но и ликвидировала доплату за стаж, и в противоречие Отраслевому соглашению по авиационной промышленности снижала доплату за ночные смены с 40% до 20%. Руководство компании не приводило вообще никаких ни правовых, ни финансовых, ни организационных доводов в споре об индексации. Аргументация ограничивается одним: „Я так хочу!“ Иногда, правда, из уст господ звучало: „Сказано шесть процентов, значит шесть! Радуйтесь этому“, — цитата из обращения профсоюза.
Результат такой политики уже имеет свои результаты. Люди увольняются и прежде всего потому, что их труд перестал цениться.
Как уточнил «Новым Известиям» Зульфар Файзулин, по состоянию на январь 2022 года ВСМПО-Ависма (а общая численность сотрудников на предприятии составляет 20 тыс человек) не хватало 476 сотрудников. По состоянию на 13 июня 2023 года дефицит персонала составляет уже 1988 рабочих и ИТР.
«Получая миллионные бонусы, руководители Корпорации игнорируют условия коллективного договора и отраслевого соглашения по авиационной промышленности в части индексации заработной платы и других условий, связанных с оплатой труда. Мы добьемся перерасчета индексации, используя возможности судебной системы и другие правовые институты страны. Мы никогда не призовем наших рабочих ни к забастовке, ни к митингам, понимая важность продукции, выпускаемой на нашем заводе. Но мы призовем к ответу тех, кто, наживаясь на людях труда, попирает законность и игнорирует государственную политику в отношении людей труда», — говорится в коллективном обращении.
Конфликт масштабируется. Представителям профсоюза заблокированы пропуска на территорию ВСМПО. А со стороны работников полном ходом идет и сбор подписей под обращением к президенту. Рабочие ВСМПО также готовы подключать и Центральный комитет ПРОФАВИА, и Федерацию профсоюзов Свердловской области.
На фоне этого пресс-служба Корпорации в четверг, 15 июня, разместила пресс-релиз с сообщением об очередном повышении заработной платы работникам.
«ПАО „Корпорация ВСМПО-АВИСМА“, на фоне недавнего повышения зарплат основному производственному персоналу с 6 до 40%, провело ежегодную индексацию заработной платы всем сотрудникам компании на 6%, а это почти 20 тысяч сотрудников Корпорации и дочерних обществ. Теперь средняя зарплата на предприятиях ВСМПО-АВИСМА составляет 69 тысяч рублей. Дополнительные расходы на персонал в 2023 году составили 3,3 миллиарда рублей. Фонд оплаты труда на 16% превысил ФОТ прошлого года», — заявили в Корпорации.
При этом в сообщении не скрывается, что «подход к повышению зарплаты был дифференцированный». Не уточняется также и количественный состав «основного производственного персонала», которому зарплату проиндексировали на 6-40%, после чего на 6% провели индексацию всем остальным сотрудникам производственного предприятия. А это, о чем прямо и говорится в релизе, почти 20 тысяч сотрудников Корпорации и дочерних обществ. То есть весь коллектив ВСМПО-Ависма.
Рядовые сотрудники Корпорации, с которыми удалось связаться «Новым Известиям», дружно подтверждают: ВСМПО стабильно работает и, несмотря на введенные санкции, производство загружено. Люди с благодарностью вспоминают генерального директора ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» Дмитрия Осипова, который покинул компанию в апреле текущего года. А в качестве антагонистов называют нескольких нынешних топ-менеджеров.
«Мы даже в ковид не потеряли ни одного сотрудника. И это Осипов, когда от нас отказался Boeing (авиа гигант в марте 2023 года объявил о приостановке контракта с „ВСМПО-Ависма“ из-за санкций и СВО, — прим.Ред.), сделал все, чтобы перераспределить заказы внутри России. Мы выполняем и оборонзаказ. Работы — полно. Мы загружены. Только руководство завода на нас смотрит как на грязь под ногами. Индексацию зарплаты, каждую копейку приходится отвоевывать. Высококлассные, редкие специалисты плюют и уходят кассирами в „Пятерочку“ и „Магнит“. То, что сейчас происходит на предприятии — это вредительство! Пусть об том узнает и президент. Мы не грязь под ногами», — эмоционально высказался один из рабочих, подписавший письмо президенту.
Свердловская область, где сосредоточены стратегически важные для страны в целом и оборонного комплекса в частности предприятия, попадает в конфликтную повестку второй раз за месяц.
«Новые Известия» сообщали, что 8 июня в Асбесте горняки Мариинского прииска объявили забастовку и более 80 человек отказались выходить из шахты.
На единственном в России месторождении изумрудов и, главное, единственном в стране предприятии по добыче оксида бериллия (используется в ОПК, авиационной, космической и атомной промышленности) решили остановить шахту. После этого работы могут лишиться почти двести человек.
Пресс-секретарь ООО «РТ-Капитал» («дочка» госкорпорации «Ростех», которая управляет АО «Мариинский прииск») Светлана Милорадова тогда заявила, что «если саботаж продолжится, дальше последуют жесткие меры, вплоть до увольнения за нарушение трудовой дисциплины и ущерб рабочим процессам».
Но шахтеры все-таки добились, чтобы с ними обсудили дальнейшие планы предприятия. Была создана рабочая группа, в которую вошел гендиректор «РТ-Капитал», представители Минпрома Свердловской области и представители трудового коллектива. И до 10 июля будут приняты согласованные всеми сторонами меры, направленные на развитие месторождения, отметили в «РТ-Капитал».
Справка: «ВСМПО-Ависма» является крупнейшим производителем титана в мире. 65% акций принадлежит заместителю главы совета директоров Михаилу Шелкову, 25% плюс 1 акция — «Ростеху». Ранее сообщалось, что «ВСМПО-Ависма» обеспечивает до 35% всех потребностей в титане Boeing, 65% — Airbus Group и 100% — Embraer. До объявленных санкций действовало совместное предприятие «ВСМПО-Ависма» и Boeing — Ural Boeing Manufacturing.На российском рынке партнерами компании являются ОАК и ОДК.