Екатерина Максимова
Разноплановые прогнозы звучат в тот момент, когда биржевые цены на бензин оказались на исторических максимумах. Так, самый ходовой Аи-95 подорожал на бирже до 61,5 тыс рублей за тонну, побив рекорд почти двухгодичной давности. Партия Аи-92 подскочила до 52,7 тыс рублей за тонну.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов напоминает, что биржевые котировки - это лишь одна из составляющих, влияющих на розницу.
«Влияние биржевых котировок должно быть основным фактором, но в действительности оно не является таковым, хотя безусловно вносит свой весьма заметный вклад в формирование конечной розничной цены. У нас есть еще такие факторы, как договоренность с вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК), через АЗС которых реализуется порядка 60%, а иногда и 70% всего бензина. Договоренности эти заключаются в том, что цены на моторное топливо не должны расти быстрее темпов инфляции. Это в свою очередь означает, что ВИНК и их розничные сети выступают в качестве регуляторов рынка. Биржевые котировки таким образом влияют, в первую очередь, не на цену, они влияют на маржу АЗС», - говорит Фролов.
И добавляет: «Тем не менее, повышение цен, безусловно, будет, но крупные игроки до последнего будут стараться размазать свои потери, будут стараться сдерживать цены на самый ходовой бензин Аи-95. Игроки будут делать все, чтобы цены повышались, но не более уровня инфляции».
Руководитель ассоциации топливного рынка Воронежа (входит в Российский топливный союз) Алексей Трепалин считает, что сейчас, когда политика победила экономику, делать какие-либо прогнозы затруднительно.
В том, что топливо в рознице в ближайшей перспективе будет дорожать, Трепалин тоже не сомневается.
«А вот насколько подорожает бензин в рознице - на 50 копеек, на рубль, будет зависеть от регуляторов топливного рынка. В данном случае работают не только рыночные механизмы (розничная цена на топливо является объектом госрегулирования). Но на текущий момент есть две очевидные вещи: высокий сезон, когда потребление топлива увеличивается, и график остановки НПЗ для регламентных работ. Ряд заводов именно в это время почему-то становятся на профилактику. Получается, что объемы, поставляемые на внутренний рынок из-за этого сокращаются. Высокий спрос, несколько уменьшенное предложение и, естественно, рыночный механизм начинает работать. Цены уже растут», - говорит Алексей Трипалин.
По его оценке, с маржой АЗС «пока ничего критичного». Сейчас розница торгует дешевыми партиями. Напомним, что к концу зимы биржевые цены на топливо просто рухнули, в феврале был обновлен минимум многолетней давности. В результате чего сети смогли покрыть убытки прошлых трех лет, когда закупочные цены на топливо росли, а розничные не поднимались.
«Но дальнейшее повышение цены будет в любом случае. Все дорожает, издержки на содержание Азс растут. Так, например, топливо в ряде регионов Центрального федерального округа дорожало в три раза медленнее, чем продукты. А вот что будет с ценами на бензин уже этим летом - будет зависеть от объёма реализованного внутри страны топлива и параметров, которые заложит правительство в механизм расчёта демпфера», - резюмировал Трепалин.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев подчеркивает, что нынешний рекордный рост стоимости бензина на бирже не сразу отразится на рознице.
Он отметил, что в прошлом году стоимость бензина не росла темпами, сравнимыми с инфляцией — значит, фактически, для потребителя по отношению к другим группам товаров он даже подешевел.
«С учетом жесткой позиции регуляторов, и в первую очередь, ФАС, а также действующего до сих пор «протокола Козака» от 2018 года, в котором зафиксировано, что рост стоимости бензина на АЗС не может превышать инфляцию, рост возможен, но в пределах инфляции. С учетом стандартного временного лага (времени, пока товар, приобретенный на бирже дойдет до нефтебазы и АЗС) порядка 45-60 дней, в ближайшее время ожидать роста стоимости АИ-95 не стоит», — уверен он.
Аналитики MMI напоминают, что триггером к росту цен послужило заявление министра финансов Антона Силуанова о намерении вдвое сократить размер демпфера для нефтяников.
«После этого за три недели средняя цена на бензин поднялась на 21 копейку за литр (+0,41%), и, по-видимому, продолжит рост. Ждём движения средней цены в течение года, как минимум, до 54-55 рублей за литр. Отметим, что одновременно происходит и существенное снижение нефтепереработки, начавшееся в апреле и продолжившееся в мае. Нефтяники говорят, что это плановые ремонты НПЗ. Но мы сомневаемся, что после этих ремонтов объёмы восстановятся. Добыча сократилась, а поставки нефти на экспорт, по-прежнему, на хаях (если верить Bloomberg). Поставки нефти – приоритет, они наиболее маржинальны, а нефтепродукты пристроить на мировых рынках намного сложнее, даже со скидками. Поэтому, снижая добычу, отрасль снижает переработку», - объясняют в MMI.
Профессор Игорь Липсиц тоже предупреждал читателей «НИ», что сокращение в два раза выплат из бюджета нефтяным компаниям по нефтяному демпферу отзовется вскоре на внутреннем рынке России дефицитом бензина и дизтоплива (сокращение демпфера как раз и означает, что государство махнуло на это рукой), а также ростом их стоимости.
«Поэтому экспорт нефти из России растет при падении ее добычи. Просто меньше нефти идет на НПЗ России. А значит, вырастут транспортные расходы и ненефнетегазовый сектор экономики получит еще меньше прибыли, с которой ему предстоит платить налоги в этом году», - предупреждал Липсиц.
Росстат тем временем уже начал фиксировать рост цен, чего не было несколько месяцев. К середине мая топливо на АЗС подорожало сразу в 51 регионе. Заметнее всего в Республике Коми (+2,9%) и в Севастополе (+1,0%). В Москве и Санкт-Петербурге бензин подорожал на 0,3%.
Напомним, что биржевые цены на бензин не росли такими темпами, как сейчас, с начала конфликта на Украине. И биржа «взбесилась» на фоне планов Минфина сократить демпферные выплаты нефтяникам.