Posted 11 мая 2023, 07:31
Published 11 мая 2023, 07:31
Modified 11 мая 2023, 07:37
Updated 11 мая 2023, 07:37
Екатерина Максимова
Дефицит бюджета России по итогам апреля превысил годовой план на 850 миллиардов и составил 3,4 трлн рублей (при плановом годовом значении 2,9 трлн рублей). И только непосредственно в апреле дефицит госказны увеличился на один триллион рублей. Доходы за первые четыре месяца уменьшились на 22% (7,78 трлн рублей), а отчисления от нефтегазового сектора сократились на 52%. Расходная часть составила 11,2 трлн рублей (плюс 26%).
Экс-заминистра финансов РФ, экономист Сергей Алексашенко отмечает, что внешне ситуация со сбором нефтегазовых доходов у российского бюджета улучшилась и «дно» было пройдено в январе.
«Но при внимательном рассмотрении можно убедиться, что картина не столь радужна. Главное, на что нужно обратить внимание, существенную часть доходов марта и апреля составил налог на добавленный доход (НДД), который платится один раз в три месяца. Поскольку следующая выплата НДД предстоит в июле, то в ближайшие два месяца объективно нефтегазовых доходов будет меньше», - отметил экономист Алексашенко.
Он напоминает, что по итогам 2023 года бюджет должен получить восемь триллионов «базовых» нефтегазовых доходов и ещё триллион сверх этого уровня.
«То есть за оставшиеся восемь месяцев, чтобы исполнить бюджет, казна должна получить 6,7 триллиона рублей, т.е. по 840 млрд рублей в месяц, что мне представляется невероятным при текущем уровне нефтяных цен и курса доллара. По моей оценке, для Минфина будет большой удачей, если ему удастся получить «базовый» объем нефтегазовых доходов», - считает Алексашенко.
Но пока параметры бюджета не критичны. «Это не «катастрофа», ни в коем случае, а просто свидетельство того, что накачка ряда секторов нефтедолларами и нефтеюанями позволила зафиксировать формальный рост ВВП, и увеличить доходы тех, кто занят в этих секторах. Но эти деньги пока не превратились ни в инвестиции в других отраслях, ни в рост благосостояния тех, кто напрямую не получает бюджетных средств», - оценили авторы телеграм-канала «Деньги и песец», который ведут экономист Дмитрий Прокофьев и финансист Никита Демидов.
По их оценке, фраза Минфина о том, что «динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов в целом соответствует параметрам закона о бюджете» говорит в первую очередь о том, что никаких иллюзий по поводу «трансформации» и «инвестиций» у правительства нет.
Есть нефть и доходы от неё, которые позволяют правительству выполнять задачи.
Профессор Игорь Липсиц акцентирует внимание на том, что такая картина получена и с учетом сокращения в два раза выплат из бюджета нефтяным компаниям по нефтяному демпферу. «Что отзовется вскоре на внутреннем рынке России дефицитом бензина и дизтоплива (сокращение демпфера как раз и означает, что государство махнуло на это рукой) и ростом их стоимости. Поэтому экспорт нефти из России растет при падении ее добычи. Просто меньше нефти идет на НПЗ России. А значит, вырастут транспортные расходы и ненефнетегазовый сектор экономики получит еще меньше прибыли, с которой ему предстоит платить налоги в этом году», - предупреждает Липсиц.
Автор тг-канала Spydell_finance прогнозирует, что по итогам года дефицит госказны может составить девять и даже 10 трлн рублей, а не ожидаемые 2,9 триллионов.
Он отмечает, что доходы сложно оценивать (даже нефтегазовые), поскольку даже курс рубля может иметь решающее значения.
«Из-за ослабления рубля потенциал нефтегазовых доходов смещается с 5,2-5,5 трлн (при курсе 60 рублей за доллар) к 7,2-7,6 трлн рублей, что близко к плану в восемь трлн. Ненефтегазовые доходы могут сформироваться близко к плану в 17, 2 трлн, но тут многое зависит от инфляции и устойчивости экономики. Совокупные доходы, вероятно, составят 25,1-25,6 трлн, а годовой дефицит 9 трлн или даже 10 трлн. Здесь нет ничего удивительного. Фактический дефицит бюджета с мая 2022 по апрель 2023 составил 7,9 трлн, тогда как проблемы с бюджетом начались лишь с конца лета. Учитывая зависимость экономики от государства, 9-10 трлн дефицита это немного – просто чтобы удержать экономику в плюсе», - резюмировал Spydell_finance.
О том, что по итогам 2023 года кассовый разрыв бюджета будет превышен минимум в два раза, эксперты предупреждали еще в январе. Поначалу осторожно говорили, что дефицит может быть и 3,3 триллиона. Затем по мере осложнения ситуации с нефтегазом называлась цифра в семь триллионов. Уже ближе к весне экономисты отмечали, что с большей вероятностью казна может недополучить к декабрю 2023 года 10 и даже 11 триллионов.
По данным Минфина, с января по апрель нефтегаз принес казне 2 ,28 трлн рублей (-52% ), что объясняется высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа. Вклад ненефтегазового сектора составил 5,5 триллионов (+5%). К числу крупнейших таких доходов относятся оборотные налоги и налог на прибыль.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в первом квартале 2023 года составил 11, 2 трлн рублей (+26%). При этом доля госзакупки в структуре расходов увеличилась на 60%.