Как уже сообщили «Новые Извести», в Китае прошел саммит государств Центральной Азии, на котором было сделано много очень важных для России заявлений. Символично, что первый в истории очный саммит группы, получившей название С5, состоялся в древней китайской столице Сиане, откуда в прошлом начинался знаменитый «шелковый путь».
Хозяин саммита Си Цзиньпин фактически предложил бывшим республикам СССР, до сих пор входящим в зону российского влияния - Казахстану, Таджикистану, Кыргызстану, Туркменистану и Узбекистану создать военный союз. Он заявил о готовности Китая «укрепить оборону» этих стран, повысив их безопасность и обеспечив, тем самым, «мир в регионе», сообщает государственное китайское агентство «Синьхуа».
Си пообещал этим странам также выделить 26 млрд юаней (около 3,6 млрд долларов) в качестве «бесплатной помощи», не уточнив, с какой именно целью.
Си Цзиньпин заявил, что Китай готов взять на себя обязательства по координации стратегии развития региона – от повышения внутренней и международной безопасности стран региона до построения крупных инфраструктурных проектов, а также обещает прибытие в регион китайских компаний, которые дадут местным жителям дополнительные рабочие места.
И, наконец, Китай, Узбекистан и Кыргызстан уже подписали документ о новых шагах в строительстве железной дороги в объезд России, тем самым планируя создать для стран региона более короткий путь в Европу.
Это все означает, что страны бывшей советской Центральной Азии окончательно переходят из российской сферы влияния – в китайскую.
Все эти события, не могли остаться незамеченными российскими экспертами.
Так, аналитики канала «Образ будущего» прямо так и заявляют:
«Китай забирает себе Центральную Азию. (…) С одной стороны, обидно, когда лидеры стран приезжают на парад Победы после разговора с новым стратегическим партнером и скорее всего по его просьбе.
С другой стороны, Китай, по сути, гарантирует безопасность и экономический рост стран Центральной Азии, делая это за Россию.
Эта «новая эра», по определению Си, значительно укрепляет позиции Китая как сценариста мира на украинском направлении. И кроме того, значительно усиливает мнение Китая по поводу кадровых и стратегических решений Кремля. Вот не захочет Пекин, чтобы в российском правительстве сидел антикитайский, проамериканский или прояпонский человек, он и не будет там сидеть».
Известный российский политический аналитик и блогер Игорь Димитриев считает, что «китайская угроза» теперь для России не пустой звук:
«Фактически, это даже не заявка на переход некогда российской Средней Азии в сферу влияния Китая, а уже де-юре оформление свершившегося факта, и формальное членство Казахстана, Киргизии и Таджикистана в ОДКБ этот факт никак не отменяет.Потенциально, с учётом как огромной необорудованной границы с «подбрюшьем» РФ, так и не менее огромным количеством заботливо завезенных действующей в РФ властью мигрантов из Средней Азии, это может обернуться для РФ угрозой пострашнее НАТО».
Политолог Александр Ивахник согласен с тем, что Центральная Азия окончательно отходит к Китаю:
«Очевидно, что Китай стремится максимально использовать ситуацию, когда внимание и ресурсы России сосредоточены на украинском конфликте. Более того, после начала российской СВО некоторые страны Центральной Азии стали настороженно относиться к целям Москвы в регионе, и Пекин не случайно подчеркивает необходимость обеспечения безопасности и суверенитета этих стран. Конечно, речь не идет о том, что центральноазиатские страны отворачиваются от России. В конце концов, лидеры всех пяти стран присутствовали в Москве на параде Победы 9 мая. Но это был скорее символический жест. В своей же текущей работе руководство этих стран, похоже, будет все в большей степени ориентироваться на взаимодействие с великим южным соседом».
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян, впрочем, считает, что в этом регионе нельзя сбрасывать со счетов Турцию:
«Что и требовалось доказать. На саммите Китай-Центральная Азия Си Цзиньпин предложил странам Центральной Азии сотрудничество в оборонной сфере. Россию в него не приглашают.
Смысл на поверхности. Китай будет создавать свою собственную зону торговли и валютного обращения, а значит - будет обязан прикрыть ее политическим и военным образом. С учетом того, что сегодняшняя Россия представлена руководством, стремительно теряющим зоны российского влияния, которые создавались столетиями, ожидать от него можно всякого. Поэтому оборонный союз Китая и центральноазиатских стран - он в том числе ответ на намеки про пересмотр границ в регионе.
Назвать этот оборонный союз угрозой России нельзя, но снижением рисков и угроз с севера - однозначно. Скорее всего, страны региона с благодарностью примут предложение, хотя не сказать, что с радостью. Все они, безусловно, опасаются слишком быстрого и тесного сближения с Китаем, и однозначно будут искать балансы, уравновешивающие его. Россия, скорее всего, останется в этих балансах, но гораздо больший интерес у них может вызывать Турция. При условии, что у власти останется Эрдоган, так как кемалисты гораздо более прохладно относятся к идее Великого Турана и ориентированы в первую очередь на Запад и Европу».