Posted 15 мая 2023, 09:53
Published 15 мая 2023, 09:53
Modified 15 мая 2023, 09:55
Updated 15 мая 2023, 09:55
Китайские автогиганты успешно осваивают российский рынок, который опустел из-за ухода западных компаний. В прошлом году в России продали 626 281 легковой автомобиль. Почти треть этого пирога досталась «Автовазу», половину еще удерживали европейцы и японцы, которые распродавали остатки. Остальное пришлось на китайские марки. Но уже в этом году картина изменится радикально.
По данным ассоциации российских автомобильных дилеров, в объем экспорта китайских авто в РФ в 2022 году составил 162 000 автомобилей. Прирост с предыдущим годом составил 32%. Российский рынок становится важной экспортной площадкой для Китая. В РФ поставляется примерно столько же машин, сколько и в Австралию. Больше Китай поставляет только в Мексику, Чили, Бельгию и Саудовскую Аравию. Самые популярные производители в России: Chery, Geely и GAC.
«Доля китайских производителей сейчас подобралась к сорока процентам, - рассказали в ассоциации, - да, специфика работы с ними, конечно, есть. Все не так просто и сладко, как может показаться. Заключать дилерские договоры с китайскими компаниями сложно. Ничего на блюдечке с голубой каемочкой нам не приносят. Китайские производители, конечно, заинтересованы в том, что не только поставлять сюда машины, но и открывать здесь производство».
Эксперты отрасли отмечают, что китайские импортеры пока до конца не понимают российских особенностей и запросов. Например, «Москвич», который является клоном китайского JAC JS4, поставляется без подогрева сидений, со слабым аккумулятором и пластиковой защитой картера вместо традиционного для России металлического листа.
«В основном китайские партнеры предлагают кроссоверы, - говорят в ассоциации российских автомобильных дилеров. – Для них этот тип авто очень значим. Они считают, что кроссоверы нужно продвигать в первую очередь. Но наша страна привыкла к седанам и спрос на них есть. Будем убеждать коллег, что нам нужны не только паркетники».
Несмотря на все санкции и запреты с покупкой дорогих авто в России по-прежнему нет проблем. Да, они стали еще дороже и обладание новыми «крузаками» и «мерсами» будет еще престижнее. Но куда податься рядовому автолюбителю, у которого ограниченный бюджет, но нет времени ждать, когда ситуация на рынке изменится. Мы изучили предложения дилеров и вот список того, что россиянин может себе позволить в рамках 2 миллионов рублей.
В сегменте от 650 до 1,2 млн среди новых машин только продукция «АвтоВАЗа». Это «Гранты» и «Нивы», причем на механике и с неполным набором электронных систем.
В промежутке от 1,2 до 1,5 миллионов нас встречает УАЗ. Причем, не только более-менее современные «Патриоты», но и «буханки» с «Хантерами». Модели, которым уде больше 50-ти лет стоят больше миллиона.
От суммы в 1,4 млн можно рассчитывать на возрожденный «Москвич», который пока в душе остается китайским кроссовером от производителя JAC.
От 1,5 млн начинаются цены на китайский паркетник Geely Coolray. Причем, это первое предложение авто на автомате. Так же с этой суммы стартуют модели KIA: Ceed, Rio и хрохотная Picanto и Soul.
От 1,6 млн – китайский Haval Jolion, и привезенный по параллельному импорту Kia Pegas.
От 1,7 млн – параллельный Suzuki Ciaz, ранее в Россию не поставляшийся, и Chery Tiggo 4.
От 1,8 млн – с этой суммы стартуют Omoda С5, Lada Vesta, Suzuki Baleno.
От 1,9 млн - Hyundai Solaris и Jetta VA3. Последняя – результат коллаборации китайского производителя и концерна VAG.
От 2 млн – по верхней планке нашего рейтинга проходят китайцы Kaiyi E5, Changan CS35 Plus, JAC J7 и некогда бестселлер российского рынка бюджетный кроссовер Hyundai Creta.
Возникает вопрос, как устоять при такой экспансии. Как сохранить собственное производство авто в России. В РОАД полагают, что отечественный производитель всегда будет под протекцией государства.
«Идея нашего национального российского автомобиля все равно приоритетна и значима для государства, поэтому сейчас пока заводы перестраиваются под новые реалии, их будут поддерживать. Но, в конечном счете, существенная доля рынка все равно остается отечественными производителями», - считают в ассоциации автодилеров.
Депутат Государственной Думы Валерий Гартунг так же говорит о рисках из-за такого широкого прихода в страну китайских производителей. Но и не пускать их нельзя, так как за год невозможно заместить потребность в легковых автомобилях на российском рынке. Для этого, по мнению депутата нужно как минимум от трех до пяти лет.
«Насколько я знаю, в нашей стране уже действует программа по импортозамещению. Не только из Фонда развития промышленности выделяются кредиты предприятиям, которые взяли на себя обязательства по импортозамещению, но еще есть программа поддержки производства автокомпонентов, которая предусматривает субсидирование капитальных затрат на развитие производства за счет государства. Я надеюсь, что как только в полном объеме эта мера заработает, мы добьемся результатов, - говорит Гартунг, - так как по производству кузовов западные компании частично локализовали у нас свои производства. Мощности по сварке и окраске кузовов в России есть. Остается создать производство автокомпонентов, таких как двигатели, коробки передач, подвески, система «интерьер», электрика, светотехника и так далее. Сейчас в стране создаются такие производства. Но еще от трех до пяти лет на это нужно. При этом должна быть кооперация между предприятиями, потому что, допустим, делать свою коробку передач, свой двигатель под каждый вид автомобиля - это просто нерентабельно. Рентабельность компонентов начинается от миллиона штук. То есть строительство завода с линейкой двигателей рентабельно, когда там производство от миллиона и больше. То же самое с коробкой передач. Для нее нужно производство шестерен. Это трудоемкое производство, линии эти дорогостоящие, цикл их изготовления длинный. Кроме того, нам нужно еще развивать подшипники. Это тоже большая проблема. Но нерешаемых проблем нет. У нас научно-технический потенциал достаточно высокий. В последнее время он усиленными темпами развивается. Особенно это связано с тем, что большие заказы идут от предприятий военно-промышленного комплекса».