Согласно информации, представленной главой Ространснадзора Виктором Басаргиным во время выступления перед комитетом по транспорту Государственной думы, в минувшем году было выявлено свыше двух тысяч рейсов, в которых использовались запасные части и компоненты с истекшим сроком эксплуатации. Аудиозапись выступления была опубликована газетой "Коммерсантъ".
Неплановые проверки авиапредприятий, использующих западную авиатехнику, показали недостаток комплектующих и проблемы с поставками расходных материалов, отметил руководитель Ространснадзора. Басаргин также отметил, что из-за санкций некоторые специфические комплектующие не могут быть доставлены в Россию, а стоимость других значительно выросла. Время заказа и доставки таких компонентов увеличилось в среднем с 3-7 дней до 60-120 дней. Эта ситуация привела к множеству случаев эксплуатации авиационной техники с нарушениями, которые напрямую влияют на безопасность полетов, включая использование компонентов с истекшим сроком службы.
В выступлении главы Ространснадзора было отмечено, что обнаружено более 2000 подобных полетов, однако не было уточнено, какого вида авиаперевозки они касаются. По данным Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД), в целом в прошлом году диспетчеры обслужили 1,4 миллиона рейсов, включая транзитные и международные рейсы. Представитель Минтранса отметил, что методологии оценки рисков у Росавиации и Ространснадзора различаются, и такие оценки требуют дополнительного анализа и уточнения, а также их применимости к магистральной авиации. Ежегодно российские авиаперевозчики выполняют около миллиона рейсов.
Представители крупных авиакомпаний утверждают, что они не используют "истекшие запчасти" и не имеют информации о подобных случаях у конкурентов. Один из топ-менеджеров авиаперевозчика предположил, что проверяющие могли ошибочно считать батарейки или аккумуляторы. Он подчеркнул, что использование "просроченных" критически важных запчастей, таких как механизация крыла и гидравлические системы, полностью исключено.
Собеседник отметил, что крупные пассажирские компании несут значительную ответственность, в отличие от малых и деловых перевозок. Они подтверждают, что не используют авиационные компоненты с истекшим ресурсом и обеспечены запчастями для безопасной и надежной эксплуатации своего воздушного парка. Ведущая авиакомпания "Аэрофлот" также подтвердила, что соответствует требованиям безопасности и продолжает обслуживать полеты в соответствии с нормативами.
Эксперт в авиационном сообществе считает, что крупные авиаперевозчики предпочтут временно припарковать самолеты, чем выполнять полеты с просроченными запчастями. Он привел пример компании Azur Air, у которой 13 из 22 самолетов находятся на земле, включая пять Boeing 767. Часть из них ожидает разрешения на вывоз двигателей за рубеж для ремонта. Нехватка запчастей особенно затрудняет ситуацию для авиаперевозчиков с небольшими парками, так как их самолеты должны оставаться в эксплуатации.
Ранее стало известно, что российские разработчики двигателя для лайнера SSJ отказываются нести ответственность за французскую часть этого самолета. В связи с этим Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась к Минтрансу с просьбой наделить "ОДК-Сатурн" (входит в "Ростех") полномочиями разработчика двигателя SaM146, который установлен на SSJ 100.