Posted 17 марта 2023, 13:52

Published 17 марта 2023, 13:52

Modified 19 марта 2023, 06:47

Updated 19 марта 2023, 06:47

Свеча горела в Superjet: авиаторы рискуют потерять 150 российских лайнеров

17 марта 2023, 13:52
Не мотор, крыло или шасси могут вывести из эксплуатации почти 150 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). У российских авиаторов закончились запасы американских свечей зажигания для российско-французских двигателей SaM-146, установленных на отечественном лайнере.

Екатерина Максимова

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава, экс-пилот Игорь Дельдюжов объяснил, что при неисправных свечах​ зажигания (а их по​ две в каждой​ камере сгорания двигателя) экипаж​ просто не сможет запустить​ двигатель.​ ​

«Свечи зажигания используются для запуска двигателей — они создают искру для поджига и поддержания горения топливо-воздушной смеси в камере сгорания. Свеча не все время задействована. Она работает во время​ запуска и​ в определенные важные​ периоды полета: это​ турбулентность и сильные ливневые осадки​ . Во​ время запуска​ свечи работают по очереди, переключаясь автоматически», - кратко объяснил Дельдюжов, как  работает самолет в нормальном режиме. 

И если самолет перестал запускаться, то свечи просто меняли. Сейчас авиаторы вынуждены экономить ресурс. 

«В случае, если не работает свеча, то запуск автоматически прекращается, выполняется​ холодная прокрутка двигателя для удаления поступившего топлива и производится вторая попытка запуска с использованием второй свечи.​ При этом в бортовом журнале командир​ отмечает, что запуск произошёл со второй попытки. По прилету в другой аэропорт инженерная служба принимает решение, может ли борт с одной свечой продолжать полет. Есть такое понятие, как перечень минимального необходимого оборудования», - добавляет экс-пилот Игорь Дельдюжов.

Но такие перелеты долго длиться не могут. «Если одна свеча вышла из строя, то​ летаем​ на оставшейся. Если и вторая выйдет из строя, то запуск двигателя невозможен.​ Если новых свечей нет, то этот самолёт летать не сможет или придется переставить​ свечи​ с другого самолёта, который решили превратить​ ​ в стоящий у забора​ склад запчастей.​ - продолжает Дельдюжов. - В​ нашей стране​ ​ свечи​ ​ для французских двигателей самолёта​ SSJ-100​ не производятся, как и другие расходники, например, топливные фильтры.​ Их тоже нет. Но их можно снять,​ растворителем промыть, продуть и снова поставить. Только следить за ними надо​ чаще, чтобы не засорялись. Иначе топливо перестанет поступать и двигатель может выключиться прямо в полете. Руководство авиакомпаний знает о проблеме​ ​ отсутствия свечей зажигания для SSJ-100 , и надеюсь, ищет пути выхода из этой ситуации. А пока рейсы передаются на другие типы воздушных судов».

На «свечную» проблему Superjet 100 обратил внимание тг-канал «Авиаторщина». 

«Прошлой весной производитель двигателей SaM-146 для самолетов SSJ-100 — компания PowerJet (совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «дочки» входящей в Ростех Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК-Сатурн») из-за санкций ЕС прекратила поставку и поддержку своих силовых установок в России, приостановив их ремонт, а также поставку в РФ запчастей и расходных материалов. В их числе свечи зажигания, которые на движки SaM-146 для PowerJet производила американская компания Unision Industries. Прямые закупки у нее и поставки сейчас тоже не возможны из-за санкций. Последние 11 месяцев потребности авиакомпаний в свечах обеспечивала «ОДК-Сатурн» из своего запаса. Но сейчас он закончился. Больше взять их негде — ни один из поставщиков не может поставить американские свечи для SaM-146, а альтернатива на рынке пока что отсутствует», - сообщает «Авиаторщина». 

Менять свечи авиаторы, исходя из рекомендаций производителя, должны через каждые 1 тысячу  летных циклов. На практике одной свечи хватает на 2-3 тыс. циклов, после чего они выходят из строя по причине эрозии и износа центрального электрода и полупроводника.

«Год назад в Ростехе заверяли,  что в России есть практически всё необходимое для сервисного обслуживания Superjet 100, включая силовые установки, а проблемные вопросы, возникшие в связи с санкциями, решаются, добавляя, что госкорпорация делает все, чтобы авиакомпании могли бесперебойно эксплуатировать эти самолеты. Однако самый расходный компонент двигателя SaM-146 до сих пор не импортозамещен», - добавляет «Авиаторщина». 

В пятницу, 17 марта, РИА Новости со ссылкой на пресс-службу «Ростеха» заявили, что корпорация проблем не видит.  Критических проблем с эксплуатацией российских самолетов Sukhoi Superjet 100 нет: готовность парка к полетам поддерживается на высоком уровне, при этом идет импортозамещение востребованных компонентов, включая свечи зажигания, 

«Идет импортозамещение по всей востребованной номенклатуре, включая свечи зажигания. На текущий момент критических проблем с эксплуатацией парка «Суперджетов» нет, его готовность поддерживается на высоком уровне, самолеты демонстрируют высокие показатели налета - до 370 часов в месяц», - заявили в «Ростехе». 

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава  Игорь Дельдюжов утверждает, что авиаторы, напротив,  экономят ресурсы Superjet.

«Летчики  как раз и жаловались, что сейчас на Sukhoi Superjet 100 налет упал. «Аэрофлот» все Superjet  передал в АК «Россия». Сейчас они летают совсем мало, их из-за дефицита запчастей придерживают перед летом, когда сетка полетов будет расширена. Надеюсь , что к летнему периоду с помощью параллельного импорта дефицит свечей зажигания будет устранён.», - говорит  Дельдюжов. 

«Авиакомпании указывают, что из-за этого у них имеются высокие риски задержек рейсов, снижения интенсивности полетов на самолетах Superjet 100, остановки части парка в ближайшее время и постепенного полного прекращения полетов всех SSJ-100, что поставит под угрозу выполнение программы полетов по перевозке пассажиров, в том числе по социально значимым маршрутам», - добавляет «Авиаторщина». 

В авиапарке российский компаний  совокупно находится 148 единиц SSJ100. Почти половина судов - в эксплуатации  у АК «Россия» (70 лайнеров). 

Напомним, что еще в 2007 году топ-менеджмент компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГГС) заявляли, что в ближайшие 20 лет  будет продано  до 1800 самолетов семейства «Суперджет 100». «По консервативному прогнозу, ГГС  с региональным самолетом «Суперджет 100» рассчитывает занять 15% мирового  рынка гражданских самолетов», - заявлял 15 лет назад финансовый директор ГГС Максим Гришанин. Вот только прогноз оказался не консервативным, а неоправданно оптимистичным.

А накануне, пока авиаторы пересчитывали оставшиеся свечи, глава Минтранса Виталий Савельев успокоил россиян: авиация способна поддерживать летную годность эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями самолетов в течение около десяти лет. Он также отрицает факты каннибализации в гражданской авиации.

По данным главы Минтранса, российские компании в настоящее время эксплуатируют 1167 самолетов. При этом ни один из них не был полностью разобран на запчасти. По словам Савельева, обеспечить поставки комплектующих удалось благодаря сложной логистике и параллельному импорту.

Совладелица и дочь основателей крупнейшей российской частной авиакомпании S7 Татьяна Филева ранее приводила другие данные: на начало 2022 года парк российских авиакомпаний насчитывал примерно 1270 самолетов. Из них 840 (или 67%) - это иностранные суда. А Boeing и Airbus -  это основные «рабочие лошадки» авиации. К декабрю минувшего года  по разным причинам в доступе у авиаторов осталось примерно 800  воздушных судов. Заметнее всего сократился среднемагистральный флот (с 530 до 485 самолетов), дальнемагистральных самолетов осталось 102 (123 на начало 2022 года).

 

 

Подпишитесь