Posted 11 мая 2023, 07:29
Published 11 мая 2023, 07:29
Modified 11 мая 2023, 07:36
Updated 11 мая 2023, 07:36
Иван Зубов
Арест режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, осмелившихся написать и поставить на сцене пьесу «Финист ясный сокол», якобы оправдывающую терроризм, остается одной из главных тем в российских социальных сетях. И не только.
К примеру, в поддержку девушек, как уже сообщили «Новые Известия», выступил во время концерта честь Дня Победы, который прошел 9 мая в Петербурге в концертном зале «Октябрьский» популярный певец Александр Розенбаум. Он напомнил своим многочисленным слушателям о фильме известной актрисы и кинорежиссера Веры Глаголевой «Одна война», в котором говорится о женщинах, родивших детей от немцев во время оккупации. «Я никогда бы не мог, и никто из вас не мог представить, что Веру притянули бы за оправдание фашизма», — сказал певец, и добавил:
«Я не смотрел спектакль „Финист ясный сокол“, но Светлана Петрийчук и Женя Беркович написали об обманутых русских женщинах, просто об обманутых. Я не про политику сейчас говорю, ни в коем случае. Мы понимаем, что кому-то захотелось, но мы же умные люди, у нас же умное государство, мы надеемся. Разве можно в кандалах двух девушек, которые написали о несчастных женщинах? И все-таки я хочу выразить надежду, что я один из народа, один обычный человек, у меня тоже есть мнение. Я считаю, переборщили сильно, пора заднюю включать».
В среду 10 мая «Новые Известия» опубликовали письмо Жени Беркович из камеры СИЗО, адресованное своим родным, тогда же она отправила и письмо своим многочисленным друзьям, в котором, в частности, говорится:
«Любимые и дорогие! Спасибо, спасибо, спасибо вам за поддержку! Все знаю, слышу, читаю… Ок, читаю не все, потому что все прочесть невозможно. Очень вас прошу:
Писатель Лилия Ким, между тем, посмотрела в сети и сам злополучный спектакль «Финист ясный сокол», и прочитала одноименную пьесу Светланы Петрийчук, и описала свои впечатления:
«Поучительная/предупреждающая сказка» – например, «Красная шапочка», или «Мойдодыр», или «Золотая рыбка» - это «история, содержащая предостережение об опасности» - устоявшийся канон в литературе. Жила-была старуха, которая и царицей то случайно стала – а потом вообще потеряла берега и потребовала, чтобы рыбка золотая сделала ее своей владычицей. И вернулась в землянку к разбитому корыту.
И пьеса, и спектакль «Финист ясный сокол» – по всем признакам – поучительная история из палаты мер и весов. Жили-были простые одинокие бабы, фантазировали себе любовь до полной потери контакта с реальностью, который у них изначально был так себе – и все.
В «Красной шапочке» мораль – не разговаривайте с незнакомыми волками. В спектакле про Финиста – не выходите замуж в зуме за незнакомцев с форума «Спартака», не уезжайте к незнакомцам в другую страну, не увозите к незнакомцам в другую страну своих детей. Настаивайте на личной встрече до замужества.
Редко нынче встретишь спектакль такой степени назидательности «они сделали вот так и вот что с ними стало».
Если пьеса Петрийчук/Беркович «оправдание и пропаганда терроризма» - тогда троица Гайдая оправдание и пропаганда самогоноварения. «Берегись автомобиля» - пропаганда хищений частной собственности. А «Капитанская дочка» - бессмысленного и беспощадного, ну раз уж там реплики от Емельяна Пугачева вставил автор. «Пиковая дама» - в рамках этой логики – оправдение и продвижение игромании. «Морфий» - наркомании, «Яма» - проституции. «Возвращение блудного попугая» - бродяжничества.
Авторской можно считать идею, которая сквозной линией проходит - что Марьюшки при любом раскладе оказались бы жертвами абьюза. Что была бы жертва – абьюзер сыщется. Что с таким желанием избегать реальности, искать спасителя, идеализировать несуществующего Финиста – их бы по любому в итоге использовали как бесплатную рабсилу на подсобном хозяйстве – не важно кто. Запрещенная организация, отечественный производитель или ФСИН.
Можно до хрипоты обсуждать – могли Марьюшки жить-быть по-другому, это они такие или жизнь такая, запрещает ли закон быть идиоткой, освобождает ли глупость от наказания, надо ли спасать человека от себя самого и так далее.
В этом суть поучительных историй – чтобы мы говорили обо всем этом.
Но предмета для спора – является «Финист» оправдание терроризма – точно нет.
Нет, точно не является.
Это такой же абсурд в кубе - как если «Мойдодыр» Чуковского обвинять в пропаганде антисанитарии».