Иван Зубов
Новость, словно воплотившуюся в реальность из романов Джорджа Оруэлла сообщают российские социальные сети: в новых школьных учебниках по истории убрали упоминания Киева и Киевской Руси. Речь идет о новой редакции учебника для 4-го класса «Окружающий мир», выпущенного в издательстве «Просвещение», но еще не поступившего в продажу.
Упоминания Киева вымарали в параграфах об истории Киевской Руси.
Если в предыдущем издании 2021-го года там значилось, что «Повесть временных лет» принадлежит перу монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, то в новом - Нестора назвали просто монахом. Не лучше дело обстоит и с Крещением Руси: в прошлой версии князь Владимир делал это в Киеве, а в обновленной – просто в некой «столице». Прежде в учебнике можно было прочесть, что «После смерти Олега в Киеве стал править князь Игорь», теперь же читаем: «После смерти Олега Русью стал править князь Игорь».
Произошли изменения и в учебнике по истории России для 6-го класса. Здесь была «подкорректирована» дата, которая считается годом основания Киевской Руси (теперь – просто Руси). В учебниках, изданных в 2016-м году Древнерусской государство было условно основано в 882 году, однако за прошедшие с тех пор 7 лет, в умах российских историков произошли значительные изменения, и они решили, что отныне будет так: «Постепенно наибольшее значение приобрела династия князей, которые возводили свой род к Рюрику. С его призванием в 862 году в Новгород связывают образование государства Русь».
Сообщается также, что «уточнения роли Киева в истории России» будут включены и в методические материалы для учителей средних школ.
Если все будет так, как сообщают блогеры, то это означает только одно: страна смертельно боится собственного прошлого. Причем боится давно. Комментаторы этой новости справедливо отмечают, что власти страны (не только России, но и СССР) переписывают историю постоянно:
- Моё поколение застало самую частую перепись истории... Пока ещё в школе училась, в 1990-е, учебник по истории раза 3 как минимум переписывали: за 4 года 3 разные версии событий. Это было забавно.
- В совке, в смысле, в РФ, вообще нет истории. Есть набор пропагандистских методичек, написанных с целью обслуживания текущих интересов власти.
А ведь изучение истории как науки выглядит принципиально иначе. на уроках истории нужно учить детей работать с архивными документами, сопоставлять и устанавливать факты, анализировать с опорой на установленные факты события. Обязательно давать опыт разрушения гипотез - когда очередной пакет документов, очередной факт наносит удар по сложившейся концепции.
История, при честном подходе, будет посложнее математики - потому что задача честного историка продраться через завалы пропаганды и вытащить живые факты, услышать живые голоса свидетелей. Собственно, на любых уроках дети должны получать представление о профессии, история тут не исключение. Тупая зубрежка текущей пропагандистской концепции никакого отношения к профессии историка не имеет. Архивы, документы, дневники, письма, карты - имеют.
Впрочем, встречались и такие комментарии:
- Зря вы их ругаете. Люди во многом избавляются от совдеповских шаблонов. Конечно, не было никакой «Киевской» Руси. Была просто Русь. Никто же не говорит про «Пекинский Китай». И то, что в 882 один викинг отвоевал Киев у другого викинга, с трудом можно назвать датой основания Руси. Плохо, что детям внушается представление о Руси, как о некоем унитарном образовании по типу современных государств. Никогда Русь таковым не являлась. Даже во времена подъема Киева при Владимире и Ярославе.