Александр Дыбин
Инцидент, всколыхнувший весь город, произошел 9 апреля. Возле ТРК «Комсмос» недалеко от компьютерного клуба произошла драка. Ученика 11-го класса местного лицея избивала группа мигрантов, один из них нанес подростку удар ножом. От раны школьник скончался. В течение нескольких дней были задержаны семь человек с южными фамилиями. В несколько заходов все они были отправлены в СИЗО. В суде они категорически отказывались признать вину, заявляя, что не били подростка, хотя и были рядом. Происходящее в суде возмутило общественность не меньше, чем, сам факт убийства школьника. Обвиняемые требовали переводчиков, уверяя, что плохо понимают по-русски. При этом задержанные являются гражданами РФ, потому должны понимать язык априори. Часть обвиняемых является несовершеннолетними, двое, к примеру, учились в юридическом колледже, после которого могли устроиться в правоохранительные органы. Но есть среди них и взрослые. Один из фигурантов – 35-летний мужчина, который в ходе разбирательства по вопросу о мере пресечения расплакался и заявил, что если его отправят за решетку, не кому будет кормить троих детей.
Сейчас в отношении семерых задержанных расследуется уголовное дело по пункту «ж» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство). Официально причина конфликта не называется. Следственный комитет опубликовал видео с допросом одного из подозреваемых. На вопрос, что между вами случилось, ответил коротко: «ссора».
По неофициальным данным, причиной стал конфликт в чате, в котором общалась группа людей таджикского происхождения. В чат каким-то образом вошли подростки, которые начали оскорблять участников. После этого, фигуранты решили выследить и наказать обидчиков. По одной из версий, убитый к этой шалости отношения не имел, просто был похож или был знаком с тем, кто это сделал. Перед избиением и убийством, он пытался объяснить это, но не смог.
Общество отреагировало на события болезненно. Кроме бурного обсуждения в социальных сетях, были и действия в оф-лайне. Так 15 апреля возле ТРК «Космос», где произошло убийство. Было задержано 18 молодых людей с газовыми баллончиками, ножами и молотком. Ничего сделать эта группа не успела, полиция об их целях и дальнейшей судьбе ничего не сообщила.
Жесткие оценки дали ряд патриотических блогеров, которые припомнили февральский инцидент в образовательном центре №5 в Челябинске, возле которого подрались две группа подростков русского и таджикского происхождения. Вскоре после этого инцидента были задержаны несколько россиян. Избитым мигрантам никаких претензий не предъявили.
«В семье Д. (двое обвиняемых братьев – прим.ред.) никто не работает. При этом оба обучаются платно (как они еще могут учиться без знания языка). На что семья живет? Какие источники дохода? Ну тут понятно, криминал и копать надо все эти «источники», - задался вопросом Андрей Медведев, - третий момент - это «Уральский региональный колледж». Сколько еще не говорящих по-русски «россиян» обучаются по специальности «правоохранительная деятельность»? Много ли выпускников колледжа из диаспор работают в правоохранительных органах?" Помните драку в том же Челябинске, где русские подростки дали отпор этнической подростковой банде? Так вот там тоже были таджики. И там тоже, как и в этом случае с убийством, имел место затяжной конфликт. Таджикские подростки, точнее малолетние этнобандиты, постоянно конфликтовали с русскими детьми, и дрались с ними. При этом, когда они дали отпор, как мы помним, поначалу задержали именно русских, с ходу записали в какие-то "скинхеды", а потом местные правоохранители убеждали всех, что конфликт случился из-за девочки. Как раз недавно в Москве задержали именно такую группировки. Они провоцировали драки с русскими подростками, снимали на видео, и все для того, чтобы доказать свое превосходство. То есть, челябинские силовики вполне могли бы обратить внимание на проблему. Но не сделали этого. Почему?»
Высказаться по ситуации пришлось даже официальным гражданским властям, суть заявлений сводится к тому, что нужно дождаться окончания расследования и доверять только официальной информации.
«Для родителей утрата ребенка всегда невосполнима, - сообщали в своем телеграм-канале первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт. — Особенно тяжело видеть, когда в соцсетях на уровне слухов начинают публиковать домыслы о причинах этой беды. Они, как оказывается впоследствии, не имеют ничего общего с реальным положением дел. Тот, кто выдвигает свои версии, преследует собственные цели, не считаясь с чувствами других людей. Об этом нужно помнить. Сложно быть объективным по ту сторону монитора, когда не знаешь всех деталей произошедшего. Поэтому призываю каждого: не позволяйте втягивать себя в различные манипуляции извне, не поддавайтесь эмоциям, как бы убедительно вас ни склоняли к какой-либо версии. Дело ведут опытнейшие следователи: именно они устанавливают все детали преступления и официально обнародуют реальные причины гибели парня».
Прокомментировал трагедию и губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
«Сейчас, коллеги, важно провести объективное расследование обстоятельств преступления, дать взвешенную оценку случившемуся. Нужно разобраться в причинах, почему это стало возможным, и сделать все, чтобы подобное не случилось в будущем. В настоящий момент наши правоохранительные органы занимаются этим», - сказал он.
Была и реакция от полиции, которая совпала по времени с новостями о задержании подозреваемых в убийстве. Органы начали проводить рейды в поисках нелегальных мигрантов. Сообщалось, о выдворении 87 нарушителей.
По мнению бывшего уполномоченного по правам человека в Челябинской области, правозащитника Алексея Севастьянова, убийство школьника, драку возле образовательного центра и другие конфликты, которым не придавали огласку, можно свести в одну тенденцию. И влияет на нее ряд факторов. В первую очередь – это концентрация мигрантов в ряде районов города с дешевым жильем и скудной социальной инфраструктурой. Кроме того, последние два-три года, в частности, из-за пандемии, полиция почти никого не выдворяла за административные нарушения. Так накопилась критическая масса приезжих, не уважающих законы и общество. Другой фактор – этой темой почти не занимаются.
«Ситуация довольно сложная и требует аккуратного отношения, - говорит Севастьянов, - нельзя говорить, что все мигранты – преступники, многие хорошо работают. Но отрицать, что иноязычная молодежь стала объединяться по этническому признаку, создавать банды, тоже нельзя. Они терроризируют Тракторозаводский район и Парковый (где произошли резонансное убийство и драка – прим.ред.). Они тусуются в основном у «Бургер Кингов», пристают к младшим, не так сел, не так посмотрел, забирают вещи. Чистые 90-е. Я пытался выяснить в ПДН, как с этой категорией вообще работают. Сотрудники отвечают, что сил на это не хватает. На фоне пандемии скопилась критическая масса мигрантов, кого не смогли выслать, они начали навязывать свою субкультуру. Даже русские школьники уже друг другу говорят: "салам". Может быть, и ничего плохого в этом нет. Но вопросов много. Для нормальных мигрантов, кто приехал работать, учиться, все это тоже вредно, к ним формируется соответствующее отношение».
По словам экс-уполномоченного, проблема начала формироваться примерно три года назад и сейчас «выстрелила».
«Что касается убийства у «Космоса», то удивляет цинизм этого преступления, - говорит юрист, - этот резонанс приводит к тому, что люди перестают верить в хорошее. Что это была за драка, когда подростка били толпой? Среди задержанных люди от 16 до 35. Это явно не драка. И весь этот цирк в суде. Что 35-летний взрослый человек будет доказывать подростку? Даже если это правда, про чат и оскорбления. Но если ты такой правильный, приди к родителям и проблема решится. Нормальный человек не стал бы выслеживать и нападать на подростка».
Как расхлебывать сложившуюся ситуацию? Однозначного ответа пока ни у кого нет. Но ситуацией в Челябинске уже заинтересовались на федеральном уровне. В городе ждут депутата Госдумы, председателя рабочей группы по вопросам миграции Анастасию Удальцову, которая встретится с семьей погибшего лицеиста, пообщается с местными властями и силовиками.
По мнению экс-уполномоченного по правам человека в регионе Алексея Севастьянова, часть проблем могла бы снять реальная работа по патриотическому воспитанию.
«Молодежная среда требует более глубокого понимания, - говорит он, - может быть странно слышать такое от правозащитника, но нужны меры профилактики в виде военно-патриотических клубов, которые должны быть в каждом районе, чтобы молодые люди могли туда придти и получить поддержку и помощь. На удивление подобной работы очень мало, а такие структуры на грани выживания, хотя такое время и сама ситуация внутри страны требует воспитания патриотов. И, конечно, нужна адекватная реакция от полиции и правительства региона . Сейчас стоит вопрос, чтобы сушить эту ситуацию в информационном плане, как будто ничего и не произошло. Это, может и хорошо, чтобы не нервировать общество. Но все уже слишком далеко зашло».