Скандальная инициатива депутата Государственной думы Анатолия Вассермана о введении уголовной ответственности за оборот крупных сумм наличных денежных средств без уведомления налоговой службы мгновенно стала одной из главных новостей минувшего дня. Насколько правомерно введение в законодательство подобных новелл рассказал юрист, специалист по профилактике правонарушений в налоговой сфере Александр Хаминский:
В обычной жизни деньги играют роль как средства платежа, так и накопления. К деньгам в полной мере, независимо от того, в какой форме они хранятся – наличной или безналичной, применяются положения законодательства, регулирующие отношения собственности. Депутат Вассерман фактически предлагает объявить вне закона денежные суммы в рублях и иностранной валюте, если они превышают в эквиваленте 1 миллион рублей и не заявлены в специальной декларации, подаваемой в Федеральную налоговую службу. При этом, на словах цель нововведения вполне благая – борьба с коррупцией и теневой экономикой, в которых преобладают большей частью наличные денежные средства. Однако перед тем, как ставить это предложение на обсуждение депутатов, необходимо убедиться, что проектируемые нормы не будут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Базовой правовой нормой в данном случае будет являться ст. 8 Конституции, в соответствии с которой в стране гарантируется свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этой же статьей гарантируется защита частной собственности. Это значит, что априори любое имущество граждан, включая наличные денежные средства, считается приобретенным на законных основаниях. Естественно, пока не доказано обратное. А доказательством будет считаться только вступивший в законную силу приговор суда. Таким образом, если предположить, что предложение А. Вассермана может быть принято, то потенциальными преступниками можно будет считать практически каждого россиянина.
В России в настоящее время проживает порядка 146 млн человек. Если обратиться к статистике 2021 года, можно увидеть, что количество выявленных фактов взяточничества (ст. 290 УК РФ) составило около 5 тысяч преступлений, мошенничества всех видов (ст.ст. 159-159.6) – около 19 тысяч. Легализация и реализация имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.ст. 174-175 УК РФ) – менее 650 преступлений. То есть, исходя из предложения депутата, чтобы пресечь незаконную деятельность нескольких десятков тысяч человек, нужно более 100 миллионов приписать к преступному сообществу. Вместе с тем, та же Конституция в ст. 49 однозначно говорит: каждый считается невиновным, пока не будет доказана его вина в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Если внимательно прислушаться к предложению А. Вассермана, можно усмотреть повод, который депутат предлагает использовать в целях конфискации или иного изъятия незадекларированных наличных. Речь идет о введении в уголовный кодекс ст. 187.1 «Неправомерный оборот денежных средств», которая предполагает штраф в двукратном размере «утаенной» суммы. В данном случае хочется напомнить доктринальное правило о том, что наказание должно быть соразмерным деянию. И здесь кроется еще одна юридическая ошибка. Депутат не дифференцирует деньги, которые поступили в собственность граждан на законных основаниях, и полученные преступным путем. И за то, и за другое должна наступать одинаковая уголовная ответственность. Тогда как поступить со ст. 35 Конституции, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда? Получается, что если гражданин получил деньги совершенно законно, но не задекларировал их, его в порядке уголовного судопроизводства подвергнут двукратному штрафу, но сами деньги изъять не смогут, потому что не за что.
Можно продолжать и дальше проводить анализ данного законопроекта. Ясно лишь одно: проект, скорее всего, получит отрицательный отзыв правительства и не будет поддержан депутатами. Не хочется умалять права депутатов на законодательную инициативу, но хочется предложить советоваться с юристами, прежде чем вносить законопроекты на рассмотрение в Госдуму.