О непростой жизни представителей новой волны русской эмиграции написано уже много. Причем, и о жизни тех, кому переезд дался относительно легко, поскольку было и куда уезжать, и на что уезжать. К примеру. писатель и публицист Марина Шаповалова на материальные и бытовые проблемы не жалуется, однако одним очень любопытным наблюдением о том, в чём, кстати, русские эмигранты оказались солидарны с украинскими, она поделилась в своем блоге:
«Здесь и далее под «русскими» и «украинцами» подразумеваются люди из соответствующих стран проживания. Ещё конкретнее – новейшие релоканты и эвакуанты, прежде не планировавшие покидать свои дома, но в силу известных обстоятельств ставшие после прошлогоднего февраля жителями европейских стран. На что тем и другим грех жаловаться: в Европе не бомбят, не мобилизуют, и уровень жизни приемлемый.
В целом – приемлемый для жителей больших и средних, российских и украинских городов. Для привыкших к ассортименту супермаркетов и современным бытовым удобствам. Дальше начинаются вопросы и неудовлетворённые запросы типа пресловутого «тыквенного латте». По части отличия эмиграции от туризма, так сказать. Это когда приходится сталкиваться с отсутствием привычных сервисов, с невероятно тупым интернет-банкингом, с неработающими по выходным магазинами и разными подробностями страховой медицины. Или искать мастеров маникюра – подходят только украинского и российского происхождения. Попытаешься честно высказаться по означенным темам – рискуешь тут же получить «валите обратно в свою ..!» Неблагодарные, мол. Смеющие выступать с претензиями не у себя дома. Хамство какое. Далее оглашается весь список того, что эмигранты со стажем думают о своих бывших, новоприбывших в Европу соотечественниках.
А дело всего лишь в том, что кое-что в Украине и даже в путинской РФ до февраля было устроено лучше, чем в Европе, Израиле и т.д. Это просто надо признать. И определить, что именно, и почему.
Мне представляется совсем простой ответ в логике песни Высоцкого про Кука, которого съели, потому что хотели кушать. Удовлетворили, так сказать, первейшую насущную потребность. На постсоветском пространстве бывшие советские граждане тридцать лет назад занялись тем же самым: восполнением того важного, чего они в СССР были лишены. Речь не о еде. В СССР последних трёх десятилетий его существования, не будем себе врать, никто не голодал. И не о свободе. Хотя те, кому больше хлеба была нужна свобода, упивались ею невозбранно все девяностые напролёт. Таких, как выяснилось (вот уж сюрприз!) было не большинство. Многие из них сразу же воспользовались свободой на выезд за границы постсоветских республик, полностью удовлетворив тем свою жажду перемен к лучшему. Оставшееся дома большинство, абсолютное и подавляющее, в основном страдало при Советах от ассортиментного дефицита всего. И от советского «сервиса» типа «вас много, а я одна», подразумевающего, что человек не достоин уважительного отношения к своим потребностям.
Когда позднесоветского человека спрашивали, что ему не нравится в «развитом социализме», краткое содержание его отчаяния могло бы прозвучать как: «Но хотя бы вата и пластырь должны же быть в аптеке!..» Если непосредственно перед ответом ему, позднесоветскому человеку, пришлось справляться с бытовыми проблемами в ЖЭКе, или он пытался попасть на приём к врачу в поликлинике, или только что добирался с работы до своего спального района, то эмоциональное описание претензий к советской власти передавалось бы исключительно обсценной лексикой. Люди ненавидели «совок» вот за это: за вечные очереди на каждом шагу, отнимающие часы жизни каждый день, за распираемые телами изнутри автобусы, за пьяных сантехников, которых не дождаться, когда ржавые трубы текут в подставленные вёдра. За то, что даже вату надо доставать и потом экономить. За «стоянку людей» вместо стоянки такси, когда, скрепя сердце, решишь потратить на такси сбережённый рубль. За то, что «сфера услуг» и «обслуживание клиента» - только сарказм и сатира. А к переплате необходима заискивающая улыбка в униженной позе просителя – нас же много!.. Валясь с ног от смертельной усталости, вы никакими услугами не могли тогда воспользоваться – не было никаких услуг, потому что – «чай, не баре!»
Потому важнейшие в глазах большинства достижения постсоветского периода – доступность широкого и качественного ассортимента товаров и услуг в любое время суток. Интернет-сервисы в РФ, Белоруссии и Украине развились благодаря отсутствию к ним интереса государства на старте: не лезли регулировать, поскольку не сразу поняли, что это, как и зачем. Но массовый запрос на эти сервисы – он оттуда, из памяти об очередях и чувстве собственного убожества перед теми, у кого надо выпросить толику внимания к себе. Потому освоили их даже бабушки-пенсионерки, а иногда они раньше собственных взрослых детей.
Люди устраивали себе «нормальную жизнь», какой они её видели из глубин той, ненормальной. Чтобы магазины и аптеки работали тогда, когда удобно зайти или нужно что-то купить, то есть – всегда и круглосуточно. И чтобы в них был выбор необходимого на твой вкус. Чтобы к зубному можно было записаться до того, как заболит зуб и в удобное тебе время. Чтобы если что-то «за дорого», то не надо упрашивать и унижаться, не надо искать подходы «с заднего крыльца» - достаточно заплатить. И получить сразу – сантехника, такси, МРТ, да ту же любую справку. Чтобы все услуги, включая лучший маникюр – по записи на сервисах в телефоне. А уж когда доставка ужина домой к возвращению с работы или замена водительских прав за день «в три клика» – это называется «жизнь удалась».
Диссонанс запросов у бывших и новоприбывших соотечественников таков, что вторым сразу пришлось забиться по углам и помалкивать. Не напоминать ни о нормальном маникюре, ни о запрещённом в ряде стран «убере», ни о тыквенном латте. Ни о чём таком, к чему они привыкли дома как к совершенно обычным удобствам и мелочам, и чего нет в принимающих странах. В гостях приходится вести себя скромнее, это справедливо. Но кто же виноват, что чистая правда звучит столь оскорбительно?
И для кого? Ведь люди, на понятном языке говорящие, что никто никого не обязан обслуживать в выходные дни, тоже жили в СССР. Оттуда они вывезли в сохранности паттерн «чай, не баре» или усвоили вместе с нынешним гражданством – для новоприбывших из Украины и РФ оно выглядит симптомом психического расстройства. Разве таксист или продавец, работающий в ночную смену, не зарабатывает себе в том числе на возможность заказать доставку завтрака на дом? А курьеру и домработнице априори не нужен аккуратный маникюр? Что плохого в обслуживании запросов клиентов, зачем и кому надо их ограничивать? Почему на приём к врачу надо записываться за месяцы вперёд, при том, что самые обычные таблетки только по рецептам? А что мешает сделать нормально работающий интернет-банкинг и прочие удобные сетевые сервисы, которые уж точно не требуют круглосуточной «эксплуатации человека человеком»? Этих вопросов эвакуанты-релоканты уже не задают, потому что знают: вместо ответов на них получат только упрёки в «неизлечимой совковости».
Хотя как раз от «совковости» в отношении к сфере услуг россиян и украинцев лечить не надо – они эти родимые пятна социализма вытравили из себя полностью и, хочется верить, навсегда. А хорошо знакомый им призрак опять бродит по Европе – в молчаливом ужасе они его тут узнают».
P.S. Многочисленные читатели Шаповаловой, да и она сама тоже, добавили к этому исчерпывающему анализу ситуации одно немаловажное замечание, которое, как правило, ускользает от российских любителей цифрового комфорта. Дело в том, что у него есть и обратная сторона, и она поистине пугающая: по части цифрового концлагеря Россия тоже уже находится впереди планеты всей, уступая тут разве что Китаю. Так что Западу есть куда «развиваться».