Posted 27 января 2023,, 07:06
Published 27 января 2023,, 07:06
Modified 27 января 2023,, 07:08
Updated 27 января 2023,, 07:08
Марина Шаповалова, писатель
Россию покидают сотни тысяч людей. По итогу путинского двадцатилетия это уже миллионы.
Тут есть неновость: Россия уже второй век выступает поставщиком миру людей. Можно сказать, человеческого и генетического ресурса. С середины девятнадцатого века из России (в основном в Европу) уезжали дворяне и разночинцы. Сначала поток был небольшим, но характерно, что покидали страну носители европейской культуры. Которых из России выдавливала в самом общем смысле её политическая культура, несовместимая с их представлениями о желательном направлении политических процессов. Хотя в каждом случае это выражалось в конкретных личных обстоятельствах. В 1917 году массово эмигрировали представители враждебных большевикам социальных слоёв. Уехали аристократы, учёные, предприниматели, военные – значительная, если не большая часть тех же носителей европейской культуры. Эмиграция с разной интенсивностью продолжалась весь век, включая наиболее массовые военно-послевоенный и постсоветский потоки. Очередной её рост пришёлся на путинские годы.
Можно почти с уверенностью прогнозировать, что процесс продолжится и после СВО в Украине. Поскольку изолированная санкциями и ограниченная в возможностях развития Россия не будет привлекательным местом для реализации амбициозных личных стратегий. Главным образом, для тех людей, чей профессиональный успех прямо зависит от включённости страны в общемировые процессы. Таким нет смысла возвращаться, если уже пришлось выехать. В этом смысле будущее России предсказуемо плачевно: она продолжит терять творческий потенциал.
Отдельная история с той вынужденной политической эмиграцией, которая сегодня остаётся ориентированной на Россию. Казалось бы, все эти люди хотят вернуться после смены режима. Но, по-моему, это только на первый взгляд может быть так. Банкротство эмигрантской политической оппозиции (будем так это называть) очевидно. Она не имеет никакой поддержки внутри страны, ни реальной, ни потенциальной – просто не умеет говорить с населением страны на языке их интересов. Никогда не делала усилий в этом направлении. Она не представляет собой хоть сколько-нибудь объединённого сообщества: несмотря на общие декларации, её группы и отдельные представители более всего заняты выяснением личных отношений. Точнее будет назвать это взаимной травлей. Поэтому у них нет политического будущего в России. Скорее, каждому в перспективе придётся выстраивать личные стратегии ассимиляции в странах пребывания.
Оригинал здесь