Елизавета Красакова
Колтушское городское поселение, Мурманское шоссе, заснеженный карьер Дубровка. За лесополосой видны синие темные тучи, на дороге перед карьером стоит ржавый шлагбаум.
Карьер можно объехать по извилистой насыпи. Чтобы машины не свалились вниз по песчаному склону, справа от дороги выложен ряд камней. У спуска на лёд стоит машина, вдалеке сидит одинокий рыбак. Здесь светло и тихо.
На этом месте АО «Невский экологический оператор» планирует построить Комплекс по переработке отходов «Дубровка». Сейчас в южной части карьера стоят пара строительных машин и блок-контейнеры. Указателей никаких не видно, как и людей. В официальных документах сказано, что здесь на будущем КПО будет проводится «обработка, обезвреживание, утилизация отходов с целью уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, с последующим размещением не утилизируемых фракций отходов на специализированной площадке (полигоне)».
Считается, что подобные комплексы должны перерабатывать мусор и приходить на смену обычным полигонам. Однако жители соседних поселков и активисты считают, что завод не будет особенно отличаться от свалки. Рядом с предприятием построят площадку, на которой будут оставаться неперерабатываемые отходы. На завод будет приезжать неотсортированный мусор из Ленинградской области и Санкт-Петербурга, а значит свалка будет достаточно больших размеров. По планам площадь предполагаемого завода и полигона - 126 гектаров.
Гендиректор «Невского экологического оператора» в интервью «Фонтанке.ру»:
«Федеральным правительством определены два ключевых показателя, которые регионы должны учитывать при разработке собственных программ. Это обеспечение стопроцентной сортировки отходов и сокращение к 2030 году не менее чем в два раза объемов размещения на полигонах. С учетом текущего состояния отрасли, которое характеризуется практически полным отсутствием современной мусороперерабатывающей инфраструктуры, полный уход от захоронения, о котором много говорят, – это пока достаточно отдаленная перспектива».
На наш запрос представители компании не ответили.
Арина Леденёва, основатель экологического просветительского проекта «Органика – не мусор», рассказала, чем вредны полигоны:
«Пищевые и органические отходы - главная проблема свалок. Без них мусор намного лучше поддается сортировке и переработке, переходя во вторсырье. Так как на полигоны приезжает несортированный мусор, пищевые отходы (органика) там не превращаются в компост, этому есть несколько причин:
Эти два пункта приводят к анаэробным (без доступа кислорода) процессам. Происходят химические реакции, образовывается метан - легко-воспламеняемый газ. Если на полигоне происходит возгорание, то горят не только пищевые отходы, но и все остальные. Более того, при их гниении образуется фильтрат, который проникает вместе с дождевой водой в почву и грунтовые воды ».
В конце 2021 года был опубликован проект по созданию пяти комплексов по переработке мусора в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Тогда жители стали протестовать, проводить акции и митинги. Сообщество Дубровки было и остается самым активным. Только в группе ВКонтакте «Против полигона ТБО и завода на Дубровке» уже больше 3 тысяч подписчиков.
Участники протестного движения за это время организовали несколько общественных экологических экспертиз. Основная претензия жителей - непригодность территории для строительства. Обводненный карьер Дубровка нужно будет иссушить, а место полигона изолировать мембраной от почвы. При любом небольшом нарушении защитного слоя могут загрязниться грунтовые воды. Дальше вещества попадут в ближайшую реку Дубровку, а потом и в Неву.
Согласно заключению Территориального фонда геологической информации по Северо-Западному федеральному округу, устройство полигонов для размещения отходов и продуктов их переработки на таких участках недопустимо. Подобные решения создают угрозу для подземных запасов пресной воды.
Сейчас на карьере пустынно и тихо. На песчаных склонах лежит нетронутый снег, будто единственный гость здесь за все время - это рыбак. Но уже 19 марта сюда приехали люди и участвовали во флешмобе в честь Всемирного дня водных ресурсов. Они выступали против строительства КПО.
С нами поговорил Петр Калинин, активист и житель поселка Молодцово:
«Мы относимся к МО Кировск. От карьера Дубровка до нас около 7,5 км. Слежу за ситуацией. Я и сам в числе активистов с самого начала. Был одним из двух организаторов митинга в Кировске по Дубровке прошлым летом. Открывал акцию своим выступлением.
Почему против? КПО отравит Неву и все вокруг, будет распространять свои зловония и на Кировск тоже. Мы проверяли - с 8-го этажа дома на набережной в городе видно Самарку (прим. Полигон отходов Северная Самарка), а Дубровка намного ближе и потенциально больше».
До Северной Самарки от Кировска 18 километров. Дорога идет через ж/д станцию Колтуши. Вокруг лес, за окном одна за другой мелькают ели и сосны. Темно. Чувствуется неприятный химический запах. Слева появляется просвет - вдали видно дорогу, шлагбаум и снежную гору, закрывающую горизонт. Под ее снегом находится мусор. Так выглядит полигон Самарка.
Между Северной Самаркой и карьером расположены деревни Ёксолово и Манушкино, где живет более пяти тысяч человек. Вокруг много маленьких коттеджных поселков. Все люди здесь - соседи, знают каждый дом. Вот на перекрестке стоят и разговаривают трое мужчин, на детской площадке гуляет мама с коляской. В воздухе чувствуется сырость и запах древесины.
Лариса Пархоменко, жительница Ёксолово, соглашается поговорить с нами о карьере Дубровка и угрозе будущего КПО для этих мест.
- Как вы можете оценить экологическую обстановку в округе?
- Я проживаю в деревне, которая находится в 2-х километрах от карьера. В 8-ми километрах от нас - печально известная Самарка. Из-за нее в наших деревнях и посёлках часто жутко пахнет свалочными газами.
- Насколько вы следите за ситуацией и работой активистов по Дубровке?
- Я и мои соседи следим активно за ситуацией вокруг строительства КПО. Многие из нас участвовали в общественных слушаниях по проекту.
- Почему вы против, если планируется построить не такой же полигон, а комплекс по переработке мусора?
- Вникнув в этот проект, мы поняли, что предприятие не будет иметь ничего общего с комплексом по переработке отходов. Это банальная свалка, замаскированная под КПО. В документах написано про полигон рядом с предприятием для “хвостов” на 90 гектаров - это уже не просто завод. Более того, территория не подходит для строительства. Когда происходила выработка песка в карьере, в наших колодцах понизился уровень воды - нам пришлось их углублять. Значит, водоносный слой в колодцах и воды карьера Дубровка находятся на одном горизонте.
- Как изменится ваша жизнь, если план будет реализован?
- Мы потеряем чистую воду, воздух и, как следствие, здоровье. Основное население поселков поблизости - это молодые семьи с 2-3 детьми, средний возраст от 0 до 14 лет. Люди продали квартиры, построили дома, а теперь их дети будут расти без свежего воздуха и природы. У большинства это единственное жильё, причём у многих взяты кредиты на строительство, и они еще не выплачены до конца. Тут поневоле станешь активистом.
Тут поневоле станешь активистом. Пока мы говорили с Ларисой, успели дойти до «Лазурных озёр» - это горнолыжный комплекс на карьере Рудас в Манушкино. Большой снежный холм, всё еще иссиня-серые тучи на горизонте и радостный смех. Здесь катаются на ватрушках и сноубордах. И действительно, в основном дети до 14 лет.
Если не строить свалки и КПО, то как иначе избавляться от отходов? Мы поговорили с Кариной Ивченко, руководителем общественной организации «Мусора.Больше.Нет», о полигонах, сортировке мусора и о том, как научить людей обращаться с отходами правильно.
- Какие угрозы идут от мусорных полигонов?
– Есть пять ступеней обращения с отходами от худшего к лучшему: захоронение (полигоны), сжигание, переработка, повторное использование, сокращение отходов. Мы видим, что свалки – это последний пункт, куда должны идти отходы. Только санкционированные полигоны в России по размеру уже занимают площадь Швейцарии. Никто не хочет видеть мусор у своего дома: это источник заболеваний, возгорания, загрязнения воздуха, воды и почвы, неприятный запах гнили.
- Строящиеся КПО по всей России изменяют ситуацию с переработкой мусора в лучшую сторону или это очень спорная альтернатива?
– Сама идея строить комплексы по сбору, сортировке и переработке отходов - хорошая. Но вот реализация часто хромает. В итоге сортируется очень малая часть отходов, появляются новые свалки и угроза экологической безопасности.
- Что же делать тогда с отходами?
- Прежде всего, сокращать. Наш уровень потребления гораздо выше нормы, никакая переработка с этим не справится. Поэтому нужно убирать из потребления одноразовые вещи, без которых можно жить, минимизировать упаковку. Пропагандировать использование б/у вещей, секонд-хенды, покупки на Авито, аренду. Продвигать качественное изготовление, ремонт вместо покупки нового. Наконец, налаживать переработку отходов: повсеместные контейнеры, пункты приёма, заводы. Перерабатываемая упаковка с понятной маркировкой.
- Если бы сейчас каждому человеку стало доступно все это, через какое время могли бы сработать такие методы?
- Мне сложно оценить в масштабах города. Начнём с того, что не все будут этим заниматься. Например, в Барселоне и Мадриде контейнеры стоят у дома, но далеко не все сдают отходы на переработку. Видимо, нужна система мотивации или штрафов, как в Германии.
Если человек замотивирован и понимает, зачем это делать, то уже за 2-4 подхода он научится. Нужна подробная, яркая информация в подъезде: зачем сдавать, какая от этого выгода и польза, куда всё отвозят. На самих контейнерах картинки: что и в каком виде сдавать.
Наша организация работает главным образом с детьми, начиная с 6 лет. Мы надеемся что когда они станут взрослыми, лет через 10-15, для них вся эта инфраструктура станет естественной и даже не будет стоять вопрос: сортировать или нет. Выбрасывать отходы в общий контейнер будет просто не принято, дурно.
Недавно проект КПО «Дубровка» получил одобрение Государственной экологической экспертизы. Решение собираются оспаривать в суде. У местных жителей не остается больше выбора, кроме как бороться дальше за их чистую землю и свежий воздух. Ведь почти каждый здесь - активист.